В Карелию, на побережье Белого моря, приехали известные ученые из ведущих исследовательских институтов и университетов страны, молодые специалисты и студенты.
Представители МГУ и Зоологического института РАН, института океанологии имени П. П. Ширшова встретились на Беломорской биологической станции МГУ имени Н. А. Перцова (ББС) — одном из старейших форпостов отечественной науки в высоких широтах.
Встретились, чтобы обсудить различные аспекты изучения арктических экосистем и биоразнообразия флоры и фауны Белого моря, гидрологии и геологии, а также вопросы адаптации животных к изменению климата.
Созданная 85 лет назад, станция давно стала и базой, и центром морских научных исследований в северных морях. Здесь проходят полевые практики студентов, разрабатываются и реализуются дипломные и курсовые проекты.
— Эти проекты естественным образом являются частью тех или иных научных работ, которые ведутся на биостанции. Они довольно разнообразны — в том числе среди них есть несколько интересных прикладных проектов. И студенты с удовольствием участвуют в этих проектах. Особенность этой станции именно в сочетании студенческой работы и научной деятельности, — говорит директор ББС им. Н. А. Перцова Александр Цетлин. — Но помимо участия в научной работе, станция дает студентам представление о проблеме биологического разнообразия во всей её сложности.
На Беломорской биологической станции исследования ведутся по очень широкому кругу проблем. Здесь, буквально в соседних лабораториях, трудятся и физиологи, и молекулярные биологи.
В числе этих научных разработок и целый ряд проектов, которые входят в комплексную программу исследований российской Арктики. Их на базе ББС реализует компания «Роснефть» совместно с негосударственным институтом развития «Иннопрактика».
— Действительно, еще с 2014 года на базе Беломорской биологической станции реализуется целый комплекс экологических и геологических проектов, — рассказывает начальник отдела инновационных проектов на шельфе Арктического научного центра НК «Роснефть» Артем Исаченко. — В качестве базы для исследований это место выбрано не случайно. С одной стороны, Белое море — это модельный полигон для всех арктических морей России. С другой стороны, как мне кажется, эта точка наиболее изучена в Арктике, в России и, можно сказать, в мире. Имея превосходную ресурсную базу, современное оборудование, а также большой накопленный фундамент научного знания, мы учимся и разрабатываем, придумываем новые методы, которые в дальнейшем используем на шельфе арктических морей.
К числу конкретных примеров уже реализуемых научных исследований можно отнести и масштабный экологический проект нефтяной компании и института развития, который стартовал летом этого года в акватории Белого моря.
В ходе двух экспедиционных сезонов специалистам предстоит воспроизвести океанологическую съемку, выполненную 100 лет назад одним из основателей отечественной гидробиологии — Константином Дерюгиным.
Задача ученых — дать обоснованный научный ответ о том, какие климатические и экологические изменения произошли в российской Арктике за столетний период.
Вместе с методами, доступными Константину Дерюгину сто лет назад, ученые применяют и современные приборы и инновационные технологии, в том числе — обследуют дно Белого моря при помощи подводных дронов и проводят молекулярно-генетический анализ обнаруженных организмов.
Это позволит получить новые данные о фауне арктических морских экосистем и, возможно, открыть новые виды организмов. Также будут отработаны алгоритмы для выявления многолетних климатических трендов и составления достоверных прогнозов.
Для чего это нужно? На этот вопрос отвечает исполнительный директор Центра морских исследований МГУ, заместитель директора Беломорской биологической станции Николай Шабалин:
— Мы сможем понять, насколько за сто лет изменилась фауна Белого моря, какие изменения произошли и понять, почему они произошли. То есть оценить, каким образом те или иные виды изменили свою численность, свою биомассу, насколько изменилась структура морских экосистем и скоррелировать это с глобальными изменениями климата, а также возросшим антропогенным воздействием, — рассказывает он.
Таким образом, ученые смогут понять, как морские экосистемы реагируют на глобальные климатические изменения, а результаты этих исследований позволят сделать следующий шаг — разработать технологии, снижающие антропогенное воздействие на экосистему морей Арктики.
— Это требует достаточно большого количества времени и усилий. Именно поэтому проект достаточно продолжительный — он занимает три года. Сейчас мы находимся только на первой стадии его реализации, но, тем не менее, уже провели экспедицию этого года и получили предварительные полевые результаты, — отмечает Николай Шабалин.
Действительно, Арктика, Крайний Север в целом все активнее осваивается человеком — строятся порты, увеличивается грузопоток и количество судов, идущих через Северный морской путь. Развитие хозяйственной деятельности требует минимизировать потенциальные риски для морских и прибрежных экосистем.
На базе биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова компаниями «Роснефть» и «Иннопрактика» разработан экологически безопасный микробный биопрепарат для утилизации углеводородов. Его основа — микроорганизмы, способные существовать в арктическом климате, использующие углеводороды в качестве источника пищи. Особенность разработки заключается в форме препарата, предполагающей активацию микроорганизмов непосредственно в зоне загрязнения.
- Новизна препарата, заключатся в двух ключевых аспектах. Первое: специфика микроорганизмов. Это психрофильные микроорганизмы — те, которые обитают при низких температурах, в том числе отрицательных температурах в морской воде арктического региона. А второе — это формфактор в виде гранул, для адресной доставки препарата до нефтяного загрязнения. И очень важно на всех этапах разработки препарата тестировать все промежуточные стадии и прототипы в условиях, максимально приближенных к реальным. И это возможно именно на базе Беломорской биологической станции, — рассказывает научный руководитель проекта Андрей Шестаков.
Здесь же, на Беломорской биостанции, «Роснефть» и «Иннопрактика» тестируют и новую технологию по проведению одновременно инженерной геофизики и 2D съемки, позволяющую существенно снизить период цикла геолого-разведочных работ и повысить точность получаемых результатов.
— Учитывая возрастающую сложность объектов исследований, труднодоступность исследуемых территорий, а также экологическую эффективность, необходимо комплексно изучать геологический разрез и его свойства, — поясняет главный специалист отдела региональной геологии Арктического научного центра «Роснефти» Валентина Ставицкая. — И вот как раз технология широкополосных синхронных инженерных и нефтегазовых сейсмических исследований позволяет комплексно изучить разрез, изучить в разных сейсмических диапазонах, тем самым позволяя уточнить полную геологическую картину.
Проект имеет экологическую составляющую, направленную на сохранение комфорта морских млекопитающих — суда оснащаются системой автоматического распознавания и локализации, что позволяет скорректировать программу исследований, если животные замечены рядом.
Эта технология была отработана в прошлом году на базе сейсморазведочного судна «Профессор Зенкевич», который входит в состав научной флотилии Беломорской биостанции. Сейчас технология совершенствуется и будет использоваться в дальнейших экспедициях.
Стоит справедливо отметить, возраст станции абсолютно не мешает актуальности проводимых на ее базе научных исследований. Более того, судя по докладам ученых, практический потенциал этих работ возрастает с каждым годом.
Наша справка:
Беломорская
биологическая станция им. Н. А. Перцова
Биологического факультета Московского
государственного университета имени
М. В. Ломоносова (ББС МГУ) — учебно-научный
центр МГУ, созданный для организации и
проведения морских научных исследований
в северном регионе, подготовки
специалистов, проведения полевых
студенческих практик. Биостанция была
основана в 1938 году.