В пресс-службе Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага сообщили, что на фестиваль, который прошёл с 14 по 17 сентября 2023 года, приехали участники из девяти городов России, чтобы поделиться своим мастерством и подарить гостям праздник колокольного искусства.
Звоны разносились над Белым морем в исполнении опытных звонарей, а каждый желающий мог принять участие в мастер-классах и поиграть на колоколах малой звонницы. Завершился фестиваль большим звон-концертом.
Почти век звонница Соловецкого монастыря молчала — привезенные в 2007 году колокола более десяти лет ждали своего часа. Их установка на Соборную колокольню завершилась только в 2021 году. Для возвращения колоколов на звонницу был разработан специальный проект — при его создании учитывались архивные исторические материалы. Всего поднято 17 колоколов: 14-тонный благовест — на второй уровень звона, а остальные — на третий ярус. Для подъема использовалась специально собранная вышка-тура и мощный автокран, способный пройти под низкими сводами монастырских арок. Внутри помещения колокола передвигали с помощью двух мостов и лебедки. Помост сделали деревянным, он полностью соответствует историческому оригиналу.
Гости и участники фестиваля смогли насладиться замечательными мелодиями колокольного звона в исполнении мастеров Соловецкого монастыря и лучших представителей звонарной школы из Москвы, Санкт-Петербурга, Троице-Сергиевой Лавры, Вологды, Каргополя, Великого Новгорода, Петрозаводска, Лодейного поля и Ярославля. У каждого своя история, свой стиль исполнения, своя техника — каждый подготовил свои композиции.
Кроме того, гости на мастер-классах под руководством опытных звонарей смогли попробовать свои силы в этом непростом искусстве. А воспитанники соловецкой школы с огромной радостью получали первые уроки игры на колоколах от старшего звонаря Александро-Свирского мужского монастыря отца Корнилия.
Заместитель генерального директора Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага Татьяна Озерова в своем выступлении на открытии фестиваля отметила, что колокольное искусство — это культура нашей страны, которую необходимо продолжать, тем самым укрепляя наши исторические корни.
На круглом столе «Звонарское искусство» участники обсуждали огромный потенциал, мощь и уникальность соловецких колоколов, разные техники исполнения и возможные ансамблевые композиции.
Руководитель Даниловского колокольного центра иеродиакон Роман подчеркнул особую роль фестиваля в возрождении культурного наследия северного региона России и всей нашей страны.
Завершился праздник Большим двухчасовым звон-концертом, голос которого звучал на многие километры над просторами Белого моря. Финальной композицией стал звон, объединивший игру на двух ярусах с передвижной звонницей у подножья соборной колокольни.