Сивирьян Федотович Гуляев занимался прибрежным ловом сельди, наваги, камбалы и пертуя, небольшими транспортными перевозками между селениями.
Перед парнями деревень и поморских селений никогда не стоял вопрос «кем быть?». Их с рождения окружали море, сети, лодки и всё, что с этим связано. Суровый климат закалял их физически и духовно, учил в юном возрасте выживать, поэтому во взрослую жизнь они входили подготовленными: уверенными, целеустремлёнными и определившими свою дальнейшую судьбу.
В каждой поморской избе подрастали продолжатели семейных династий, которых сызмальства приучали к посильному труду, всем находили занятия по возрасту. Так и Филипп Гуляев уже в неполные шесть лет выходил в море с отцом в своё первое плавание до селения Лопшеньга — испытал на себе качку и морскую болезнь. Продолжалось это и в школьные годы, когда он уже исполнял обязанности зуйка и матроса.
В годы Великой Отечественной войны деревенским пацанам приходилось работать, заменив взрослых, ушедших на фронт: ходить за плугом, вывозить на лошадях урожай с полей, перегонять лошадей на покосах, выходить на карбасах в море на лов рыбы, заниматься заготовкой леса — многое легло на их детские плечи.
В 11 лет Филиппу доверили ружьё — он стал неплохим охотником — охотился на зверя и боровую дичь, сдавал мясо и шкуры государству, а его сверстники занимались в это время заготовкой ягод для раненых в госпиталях Архангельска. Слово «надо» было для детей войны законом — они вносили свой посильный вклад в Победу под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!».
В 1950 году Филипп окончил семь классов, подал заявление в Архангельское мореходное училище, сдал вступительные экзамены, но не прошёл по конкурсу. Он по совету взрослых отнёс документы в Архангельскую мореходную рыбопромысловую школу, которая за три года готовила штурманов малого плавания и судомехаников третьего разряда — специалистов для промыслового флота.
Учёба сменялась практикой на паровых промысловых траулерах, которыми быстро пополнялся рыбодобывающий флот.
– Выходили мы на вахту, порой, как следует не отдохнув, — вспоминает Филипп Сивирьянович, — а во время авралов не успев раздеться. Рабочая одежда, сапоги не успевали просыхать в сушилке.
Люди, пришедшие в тралфлот после амнистии 1953 года, в надежде на хорошую зарплату, сходив в один или два рейса на рыболовном тральщике, подавали на расчёт, заявляя при этом: «Не нужен ваш тралфлот и зарплата! Мы так на каторге не работали!» Поэтому оставались в тралфлоте только сильные духом люди.
Распределили Филиппа Гуляева в Архангельский траловый флот. На паровых судах РТ-90 «Мончегорск», РТ-57 «Воркута», РТ-104 «Амур» работал матросом, старшим матросом, боцманом, помощником мастера добычи, старшим мастером добычи, засольщиком, мастером по обработке — постигая все премудрости нелёгкого рыбацкого труда.
В 1954 году получил диплом штурмана, был направлен третьим помощником капитана РТ-88 «Печорец». С апреля 1955 года Филипп Гуляев — третий штурман РТ-162 «Курс», новостроя из Швеции.
Однажды зимой, перед Новым, 1956 годом, решил навестить родителей в Пертоминске и совершил лыжный марш-бросок в 90 километров от Северодвинска до Пертоминска за семь часов. При этом застудил шейный отдел позвоночника, стал инвалидом второй группы — море было закрыто! Однако сила духа и настойчивость помогли — активно занимался физическим трудом дома у родителей, физкультурой. Женился, жена Нэля, будущий врач, активно его лечила. И они с супругой совершили настоящий подвиг, преодолев болезнь! В 1959 году пошёл на ВТЭК, которая, поудивлявшись, снизила группу до 3‑й — появилась возможность вернуться в плавсостав флота.
Пройдя путь от матроса, младшего командира и штурмана до капитана, где каждая ступень была школой мастерства, он прекрасно знал производственный процесс, траулер и его возможности, разбирался в людях, научился руководить экипажем и был готов к самостоятельной работе. В июне 1964 года Филиппа Гуляева утверждают капитаном, направляют на РТ «Курс». С годами копился опыт, росло его мастерство. Руководство флота решило использовать удачливого и грамотного капитана на больших кормовых траулерах, где экипаж до 105 человек и районы промысла неограниченные. Он поработал старшим штурманом АБ-381 «Монголия» и АБ-113 «Карпаты», освоил суда кормового траления. Успешная работа капитана на судах АТФ в разных районах убедила руководство флота, что его успех неслучаен. В 1972 году Филиппа Гуляева направляют на приёмку нового АБ-126 «Карпогоры».
«Карпогоры» в Баренцевом море доказали преимущества пелагического лова — за два года экипажем добыто 225 тысяч центнеров рыбы. В 1974 году ему присвоено звание «Экипаж коммунистического труда», а капитан Гуляев награждён орденом Ленина.
В те годы страна жила помыслами поднять экономику и благосостояние человека под лозунгом «Пятилетку в четыре года!» — для «Карпогор» это была норма. Девятая пятилетка выполнена экипажем за 3,5 года! Лидер Северного бассейна и инициатор соревнования на флоте за два года отличной работы снова добыл 210 тысяч центнеров рыбы, а за девять лет работы траулера вылов составил более 900 тысяч центнеров.
В 1981 году Филипп Сивирьянович Гуляев награждён вторым орденом Ленина и золотой звездой Героя Социалистического труда «Серп и Молот».
В 1988 году Филипп Сивирьянович Гуляев вышел на заслуженный отдых. Он удостоен государственных и отраслевых наград и знаков: медали «Ветеран труда», почётного знака «За доблестный рыбацкий труд в Заполярье», капитанского знака «За безаварийное плавание» и многих других. Моряки и ветераны вспоминают его как грамотного, требовательного, ответственного специалиста и справедливого командира.
Все ветераны Архтралфлота от всей души поздравляют капитана дальнего плавания, рыбака-профессионала и своего коллегу Филиппа Сивирьяновича Гуляева с 90‑летием и желают с капитанским достоинством достичь 100‑летнего юбилея!