09.09.2023 10:12

В Пермогорье на куполе Воскресенской церкви установили защиту от дождя и снега

Эта церковь была построена в 1748 году и является объектом культурного наследия регионального значения
С большими трудностями приходилось убирать растительные наслоения многих десятилетий забвения. На карнизе – Алексей Мишарин, ему помогают Александр Павлов и Влади- мир Макаров. Видна лишь его шляпа
Информационный щит рассказывает о проведении противоаварийных работ
Купол храма укрыли баннерами – теперь ему не страшен ни дождь, ни снег
Обмен мнениями в трапезной второго этажа. Слева направо: Алексей Мишарин, Владимир Макаров и Николай Смирнов
На подмостьях лесов – Валерий Попов, Александр Павлов, на карнизе – Николай Смирнов и Алексей Мишарин
Одно из самых знаковых полотен художника «Портрет молодой женщины в белом платье» и сейчас можно увидеть – оно находится в Старинном особняке на набережной в Архангельске
Виолетта Пригожина, инициатор проведения выставок Александра Вахрамеева в Санкт-Петербурге и Архангельске, возле своей работы, на которой изображён Воскресенский храм в Пермогорье

Ещё она примечательна тем, что в этом храме диаконом служил Иоанн Вахрамеев, отец Александра Вахрамеева, художника, ученика Ильи Репина, профессора Санкт-Петербургской академии художеств.

Кстати, изначально Александр Вахрамеев решил пойти по стопам отца и поступил в Архангельскую духовную семинарию. Но потом талант художника взял верх.

Земляки художника давно намеревались восстановить эту церковь, но, видимо, тогда время для этого не пришло. И вот 20 июля нынешнего года в Пермогорье начались работы по установке строительных лесов, которые необходимы для проведения противоаварийных работ. Проект, рассчитанный на три года, разработала московская компания «Усадьба».

– В этом году у нас запланирована установка лесов на центральной части храма, демонтаж аварийного покрытия купола четверика, устройство временного покрытия, а также ремонт кровельных покрытий алтарей, — рассказывает Валерий Попов, краевед, энтузиаст, принимающий активное участие в восстановлении храма.

Валерий Витальевич живёт в Котласе, но родился он в Красноборске, и сейчас, по его словам, ему важно быть причастным к столь важному делу, как восстановление Воскресенского храма в родных местах художника Александра Вахрамеева.

Деньги на восстановление храма собирали местные жители, были и другие пожертвования. По словам Валерия Витальевича, архитектор компании «Усадьба» Николай Валерьевич Смирнов проект противоаварийных работ разработал бесплатно. Он же осуществляет авторский и технический надзор, а также проводит мастер-классы для тех, кто взялся за столь сложное дело, но ещё не имеет нужных навыков. На восстановлении храма работает бригада из местных жителей, как выразился Валерий Витальевич, «горящих желанием сохранить для потомков многострадальный каменный храм».

И вот 31 августа храм получил защиту от разных стихий. Как сказал Валерий Витальевич, теперь ему не страшен ни снег, ни дождь.

– Укрытием купола четверика баннерами по деревянной обрешётке занимались отцы с сыновьями — Владимир и Алексей Макаровы, Александр и Сергей Павловы, — рассказывает Валерий Витальевич. — Здесь же трудились Олег Ткаченко, Алексей Мишарин, Сергей Чирков, Николай Мартыненко.

По его словам, Владимир Макаров, Александр Павлов и Алексей Мишарин работали на северной стороне купола, убирали заросли кустарника и другую растительность, в том числе гнёзда ос, которые очень донимали работников. Но все работали с большим желанием, без перекуров.

Работы продолжаются. И они требуют денежных затрат. По словам Валерия Витальевича, наиболее затратная статья — приобретение в нынешнем году листового железа для покрытия купола четверика, хотя эти работы намечены на 2024 год. Предварительная его стоимость с учётом доставки — более пятисот тысяч рублей. И все, кто занимается восстановлением храма, будут рады любой помощи. (Пожертвования можно отправлять на банковскую карту Попова Валерия Витальевича, привязанную к его телефону 8-921-291-71-33.)

– В апреле в музее художественного освоения Арктики имени Александра Борисова была открыта выставка Александра Вахрамеева, — продолжает Валерий Витальевич. — Для нас это очень важное событие, и мы, земляки художника, очень благодарны всем, кто её организовал, а также издал роскошный каталог его картин с одноимённым названием. А в марте 2024 года будет отмечаться 150‑летие со дня рождения художника, вернувшегося к своим истокам. Мы надеемся, что оно тоже станет событием и для Архангельской области, и для Санкт-Петербурга.

Действительно, выставка работ Александра Вахрамеева в музее имени Александра Борисова стала культурным событием для области. Так получилось, что Александр Вахрамеев, который в начале века был весьма известен и как художник (будучи учеником Репина, он по мастерству стал вровень с учителем), и как педагог — он был профессором Санкт-Петербургской академии художеств.

Но потом случилась большая историческая несправедливость, и имя художника оказалось забытым. В основном его знали лишь специалисты. Хотя работы Александра Вахрамеева хранятся в известных музеях, в том числе в Русском музее, но больше всего его картин оказалось в частных коллекциях. Может быть, поэтому столь непросто было их собрать, чтобы организовать выставку художника.

И стоит напомнить, кто приложил усилия для того, чтобы художник триумфально вернулся на родину. Кстати, выставка работ Александра Вахрамеева сначала прошла в Санкт-Петербурге, это событие произошло зимой прошлого года. Инициатором проведения обеих выставок стала Виолетта Пригожина, владелица художественной галереи «Краски жизни» в Санкт-Петербурге. Виолетта Кировна рассказала, что её встреча с художником — это счастливый случай. Работы Александра Вахрамеева ей показала Людмила Игоревна Николаева, директор Санкт-Петербургского архива литературы и искусства.

По словам Виолетты Кировны, эти работы её очень восхитили, и было принято решение устроить выставку Александра Вахрамеева в галерее «Краски жизни» при поддержке Центрального государственного архива литературы и искусства.

А на следующий год выставка была организована на родине художника — в Архангельске. При её подготовке Виолетта Пригожина вместе с литератором Андреем Логиновым побывали не только в Архангельске, они также проехали по местам, которые художник изображал в своих работах, — это Великий Устюг, Котлас и, конечно, Красноборский район.

По словам Виолетты Пригожиной, это было нужно для того, чтобы лучше понять творчество Александра Вахрамеева. Во время этой поездки её особенно впечатлил храм, в котором служил отец художника. Поскольку она владеет кистью, решила изобразить этот храм, чтобы его увидели посетители выставки Александра Вахрамеева в Архангельске.

Выставка «Возвращение на Родину. Забытое имя — Александр Вахрамеев» в музее освоения Арктики имени Александра Борисова открылась при поддержке правительства Архангельской области. Разумеется, в её подготовке непосредственное участие принимали специалисты государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».

Кстати, сейчас любители живописи, которые не успели побывать на этой выставке, спрашивают — не повторится ли она в год 150‑летия художника?

– Такую выставку, конечно, не повторить, — пояснила Зоя Кулешова, заместитель директора государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». — Но в нашем музейном объединении хранится 21 работа художника. Поэтому мы можем сделать свою небольшую выставку. Возможно, на ней также будут представлены работы современных художников, которые приезжают на пленэр в Дом-музей Александра Борисова в Красноборске. Но время ещё есть, все идеи надо хорошо обдумать. Конечно, мы очень рады, что эта выставка получила такой резонанс и вызвала интерес к творчеству Александра Вахрамеева.

Кстати, одно из самых знаковых полотен художника «Портрет молодой женщины в белом платье» и сейчас можно увидеть — оно находится в Старинном особняке на набережной.

Творчество Александра Вахрамеева необычно тем, что в нём сочетаются академические работы с репортажными. Например, он запечатлел, как после 1917 года имперский Санкт-Петербург превращается в революционный Петроград. Он рисовал прямо на улицах города, показывая, как туда приходит другая жизнь.

Александр Вахрамеев много путешествовал по Северу — бывал он и на Соловках, также по его работам можно отследить, как менялись Котлас, Великий Устюг, Архангельск.

Котлас в то время ещё не был городом. Его значение возросло после строительства железной дороги. И эти исторические перемены тоже запечатлены в работах Александра Вахрамеева.

И, конечно, такой художник заслужил, чтобы его помнили, а его работы ещё могут дать множество открытий и исследователям его творчества, и обычным почитателям его таланта.

Оксана Панова, руководитель туристско-информационного центра Красно­борского района, сказала, что сама выставка стала открытием для земляков художника — многие о нём даже не слышали.

Теперь с уверенностью можно сказать, что художник Александр Вахрамеев вернулся на родину всерьёз и навсегда. Его картины теперь узнают, а в его родном селе возвращается к жизни храм, в котором служил его отец. И неслучайно эти события — выставка, которая открыла землякам художника, и восстановление храма на его малой родине — стали звеньями одной цепи.

А впереди год 150‑летия художника — хороший повод продолжить и знакомство с творчеством художника, и возрождение храма на его малой родине.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО. Фото автора, Владимира Макарова и Валерия Попова