В Архангельске съемочная группа провела несколько дней. Кинематографисты работали в областном архиве и в селе Ломоносово, посетили Поморскую судоверфь и несколько архангельских музеев и даже съездили на родину легендарного первопроходца Семена Дежнева — в деревню Сояла Пинежского района.
В перерыве между съемками нам удалось пообщаться с режиссером фильма, Павлом Фаттахутдиновым.
— Павел
Михайлович, как давно существует компания
«СНЕГА»?
— Ей уже 20 лет, она работает с 2003 года. Я же работаю в команде с 2005 года. Кинокомпания снимает игровые, документальные, даже анимационные фильмы. В основном мы работаем при финансовой поддержке Министерства культуры России: пишем заявки, участвуем в конкурсах, выигрываем эти конкурсы, получаем финансирование.
— Какие
фильмы производства вашей компании
наиболее известны?
— Если говорить о массовом зрителе, очевидно, игровые фильмы — это «Двенадцатое лето» и «Последняя игра в куклы». Вы можете посмотреть, они выложены и в YouTube. В общем, получили все мыслимые и немыслимые призы.
Документальные фильмы у нас делаются, конечно, намного чаще, по три-четыре фильма в год снимаем.
Без прикрас скажу — нет ни одной картины, которая бы не получила приза. Сегодня «СНЕГА» — это один из крупнейших производителей документальных фильмов.
Самые масштабный проект, пожалуй, «Равная величайшим битва» — четырехсерийный фильм телевизионного формата. Фильм о том, как Великая Отечественная война была выиграна благодаря эвакуации советской промышленности на Урал.
Это была блестящая операция, результатом которой стало создание крупнейшего промышленного центра, который работает до сих пор. Здесь же была создана атомная промышленность, созданная при непосредственном участии Сталина и Берии. Фильм о том, как самоотверженно работали люди, о том, что это не просто одно из событий войны, а ключевое событие.
Второй фильм «Россия — феникс» о том, как трижды уничтожалась промышленность России и Советского Союза: в Гражданскую войну, в Отечественную войну и в девяностых годах, когда было вся экономика почти развалилась.
Фильм о том, имеет ли шанс Россия воскреснуть, восстать из пепла после того, как Ельцин на ней потоптался.
Есть фильм «Община» — это моя лично картина. А начал я работать на кинокомпанию «Снега» с картины «Лиза», которая была по всем каналам телевидения показана.
— Сейчас вы
работаете над фильмом «Главная дорога».
Что уже снято?
— Мы побывали на трёх атомных ледоколах: «Вайгач», «Урал» и «Сибирь» — на новейщих ледоколах. «Урал» был вообще введен в строй недавно, за месяц перед тем, как мы приехали на него.
Это нас потрясло, конечно. Как и то, какие люди там работают… По-моему, главная удача на сегодняшний день в съёмках этого фильма — характеры русских людей, живущих и работающих на Севере.
— Павел
Михайлович, о чём будет новый фильм?
— Фильм не зря называется «Главная дорога». России ещё Ломоносовым указан был главный вектор развития — на Север, в Арктику. Сегодня, наконец-то, это осуществляется. «Северный морской путь» с божьей помощью, станет главной дорогой из Европы в Азию и обратно.
— Сроки
выхода в эфир какие?
— Я думаю, что в ноябре мы закончим. Но у нас, как правило, происходит так: мы картину сдаём государству, а потом её начинаем дорабатывать. Бывает, что по полгода дорабатываем. Благодаря тому, что мы вкладываемся в картину полностью, порой после в санаторий надо ехать надолго.
— Что запомнилось в Архангельской области из того, что снималось?
— В Архангельской области мы поездили по местам первопроходцев. Консультантом фильма стал архангельский краевед Владимир Станулевич, проложивший наш маршрут в вашем регионе. Посещение деревни-родины Семёна Дежнёва, родины Михаила Ломоносова — людей, утвердивших интерес России к Северу и к Северному морскому пути в частности.
Эти места и своей красотой произвели впечатление, и тем, что — парадоксальным образом — некоторые работники музея Ломоносова даже внешне похожи на Михаила Васильевича.
Они через века каким-то чудесным образом несут тип великого земляка.
И сам город, на удивление, особенно набережная Северной Двины, производит впечатление.
На современные дома рядом с речным портом с восторгом смотрю, настолько стильно сделаны, современно. Замечательный город.
— А чем вот
отличается Архангельск от Екатеринбурга?
— Вам очень повезло — у вас река, настоящая река, огромная, красивая.
— Как Вы
решили с кино себя связать?
— Я вообще-то учился в математической школе и поступил в МГУ. Но потом на мою беду проходил Московский кинофестиваль, я его увидел и втянулся в мир кино.
— Кто Ваш
учитель?
— Учитель мой — Глеб Анатольевич Панфилов, который скончался несколько дней назад. У меня с ним были очень близкие, дружеские отношения. И с ним, и с Инной Михайловной Чуриковой. Глеб Анатольевич — гений, какие редко в кино появляются.
— Почему
фильмы сейчас неинтересные, очень
напоминают халтуру?
— Потому что произошла в 90-х годах колонизация нашей культуры, и мы, задрав штаны, побежали за Голливудом.
Отвращение вызывает желание ВГИКа делать из молодежи маленькие копии каких-то американских средних режиссёров. А главное, они учат их терминологии американской.
Мы и раньше снимали прекрасное кино, советское кино недосягаемо для нас сегодня. Но сейчас молодой человек должен говорить американскими словами: бэкграунд, бокс офис и далее несть числа американизмам. Они всё время эти слова лопочут, и им кажется, что в этом заключается профессия. Оказалось, не совсем.
Когда мы освободимся от этого желания делать клише с американских фильмов, наше кино заживет другой жизнью. Нам никогда не стать американцами, и слава богу. А вот стать русскими наши кинематографисты почему-то не хотят.