20.08.2023 10:00

В Архангельск приехала московская художница-скульптор Weld Queen

«Королева сварки» (перевод с английского) «варит» на Севере арт-объект для Липецка и готовит программу фестиваля «Сварочка фест»
Камера фотоаппарата может запечатлеть магию сварки – фиолетово-желтое радужное свечение, будто космос, обволакивающее сварщика
Органично вписалась в окружающую природу скульптура Weld Queen «Братья» в парке «Кудыкина гора» Липецкой области. Семь ангелов-братьев, стоящих в своеобразном хороводе. На месте восьмой фигуры – свободное пространство, предназначенное для зрителя
Мчаться к своим мечтам на одиннадцатиметровой башне-самолете посреди пустыни в штате Невада. Звучит как сюжет из фантастического кино, но для Weld Queen это жизнь

Александра прилетела в Архангельск из Мексики, где три месяца работала над скульптурой для грандиозного культурного события Burning man, которое пройдёт в конце августа в пустыне Блэк-Рок в штате Невада США.

Маленькая справка: Александра работает под псевдонимом Weld Queen с 2015 года. Она возвела ремесло сварки в статус искусства. Её скульптуры украшают российские города: ангельский хоровод под названием «Братья» и «Петунец» стоят в парке «Кудыкина гора» Липецкой области, «Мать» — в «Мира Парке» в Новосибирске, «Солнце-Барабан» — в Мурманске. И это, конечно же, неполный список. Некоторые её работы хранятся в частных коллекциях в России, Франции и США.

Weld Queen

Интернет пестрит фотографиями, на которых Александра в шикарных платьях из огнеупорного материала. По её словам, в каждом из них можно «варить» металл. До этого лета, как и полагалось королеве, она жила в замке…

Александра — куратор фестиваля «Сварочка фест», который состоится в Архангельске уже через месяц. Честно, когда мы ехали на встречу с ней в студию сварки «Кузнецы молодцы», то гадали, в каком образе она предстанет перед журналистами. Но перформанса не случилось. Александра вышла к нам в обычной рабочей одежде. Длинные волосы заплетены в толстую косу и спрятаны под бандану, чтобы не мешали во время сварки. Из украшений — идеальный макияж, яркая помада и маникюр.

Александра крепко пожимает руку, широко улыбается и смотрит прямо в глаза каждому, с кем знакомится. Она легко и непринуждённо общается перед телекамерами. Скульптор ещё не начала «варить» металл, но от её обаяния уже летят искры. Кажется, мы тоже начинаем медленно «плавиться», попав под огонь энергетики Weld Queen.

Симбиоз сварки и искусства

– Александра, расскажите, с чего началась дружба и сотрудничество Weld Queen с Космическим сварщиком Сергеем Кузнецовым?

– У меня в замке проходили открытые мероприятия, на которые могли прийти все желающие. Это был мой день рождения в 2022 году. Вдруг мне пишет Космический сварщик: «Александра, я лечу к тебе из Архангельска!» Сергей «прилетел» в чёрном плаще, в сварочной маске, красивый. Посреди мероприятия говорит: «Буду петь про сварочку родную». Он исполнил три песни — гости в шоке: «Вау! Откуда он взялся?!» Так и познакомились. Сергей предложил: «Давай „варить“ на всю страну, повышать имидж профессии». Он обратился в губернаторский центр Архангельской области, чтобы ему помогли грамотно написать проект фестиваля. В результате получилось выиграть грант Президентского фонда культурных инициатив. Он спросил, поддержу ли я его в этой инициативе. Я сразу согласилась. Думаю, ничего себе, какой энергичный человек, заряжённый любовью к сварке! У нас есть ещё один партнёр — компания «Свариваем будущее» Вадима Калистратова. Это тоже человек, влюблённый в сварку. О компании Вадима я знала, но мы не были лично знакомы. Сергей нас объединил и предложил стать куратором, совместить сварку и искусство.

Я занималась популяризацией сварки и проводила свои образовательные проекты много лет, а тут встретила двух горящих людей, которые так же хотят это делать, только в формате фестиваля. Мы стали работать, пригласили много классных людей, нашли финансирование, так как это дорогостоящая история. Появилось много компаний, которые нас поддержали и вместе с нами создают классную насыщенную программу фестиваля.

– Какую атмосферу хотите создать на «Сварочке фест»?

– Моя задача как куратора — создать расслабленную комфортную атмосферу для молодёжи, так как это основная наша целевая аудитория. Это подростки, молодые люди, которые собираются определяться с профессией. Мы хотим показать им нашу любовь к сварке, что это гораздо больше, чем просто сваривание одной пластины металла с другой. Что в сварке есть разные специализации и оборудование. Можно развиваться и профессионально расти. Есть потенциал для самовыражения. Будем рассказывать о сварке как о бизнесе. Уже есть лекторы — бизнесмены и стартаперы. И, конечно же, поговорим о сварке как искусстве, о том, как создавать скульптуры. Для меня это уникальное мероприятие, объединяющее профессиональную сварку и искусство. Я считаю, что это мощный симбиоз. Это может вдохновлять людей, показывать перспективу. Ожидаю, что после этого у нас появится много партнёров, всех тех, кто хотел бы дальше заниматься сваркой для своего развития и популяризировать профессию и, может, стать частью нашей команды.

Наша аудитория — жители Архангельска. В том числе дети от семи лет. Если можно закрутить сварочную маску на голове, то уже можно прийти на мастер-класс, чтобы познакомиться с профессией сварщика.

– Детям доверят сварочное оборудование?

– На мастер-классе дети смогут сварить себе «звезду с неба». Мы дадим всю защитную экипировку, это абсолютно безопасно. Мы используем полуавтоматическую сварку — современный, достаточно лёгкий тип сварки. За 10–15 минут человек сможет сварить себе звезду из арматуры и забрать её с собой как первое сварочное достижение. На протяжении трёх дней у нас будут проходить сварочные мастер-классы от разных специалистов, известных блогеров, мастеров-сварщиков. Для зрителей приготовлено много активностей.

Образы воды и движения…

– Идёт отбор десяти лучших эскизов паблик-арт-объектов, которые участники отправляли на конкурс. Как они будут реализованы?

– Десять победителей конкурса эскизов создадут вместе с мастерами-сварщиками макет своего арт-объекта. Экспертное жюри, а также жители города выберут победителя. Дальше мы будем искать ресурсы, чтобы реализовать проект и создать скульптуру в натуральную величину и разместить её в Архангельске. Другие объекты, которые примут участие в конкурсе, могут также появиться здесь или где‑то в России.

– У вас была возможность погулять по городу, прочувствовать его?

– У нас очень плотный график, но мы успели съездить к Новодвинской крепости, прокатились на катере по Северной Двине. Погуляли по центру города, по набережной.

– Какие образы у вас как у скульптора рождаются в Архангельске?

– Мне кажется, здесь практически девственная среда, в которой почти нет паблик-арта, современных скульптур. Город украшен в классическом понимании. Я отметила морскую тему: много постсоветских памятников и разного декора, архитектуры, связанной с рекой и морем. Мне очень нравится набережная. Я приехала с ребёнком и няней. Мы снимаем квартиру на набережной Северной Двины у Вечного огня. Каждый раз радуюсь виду из окна. Очень живописно город выглядит с реки. Архитектура, образ здания со шпилем, портовая история… Я ожидаю, что конкурсные работы будут связаны с темой порта, либо это будет абстракция на тему воды, движения… Я бы что‑то такое сделала или как куратор провела в жизнь, потому что моя задача — отобрать скульптуры, которые отображают современный Архангельск и современное представление о скульптуре. Уверена, что‑то классное благодаря фестивалю в городе появится.

Башня-самолёт посреди пустыни…

– Вы три месяца работали в Мексике над скульптурой, которую повезёте в США на одно из самых масштабных культурных событий в мире Burning man. Расскажите об этом подробнее…

– Это второй мой Burning man с большой скульптурой. В 2019 году я построила там «Аэродром для витания в облаках». Это модель настоящего аэродрома со взлётно-посадочной полосой, парковочными стоянками для самолётов, с маленьким зданием аэропорта. В нём было десять кресел «для витания в облаках» — это кресло-самолёт, в которое можно сесть и качаться. Я построила его в России в 2018–2019 годах вместе с большой командой около 60 человек. На Burning man мы отправили «аэродром» контейнером и собрали с небольшой командой волонтёров в пустыне.

Сейчас для Burning man я построила одиннадцатиметровую башню-самолёт. Это продолжение аэродромной темы и витания в облаках. Некий вертикальный взлёт к своим мечтам. Можно подняться на эту башню, выйти на крылья, смотреть по сторонам, мечтать и танцевать. Мы делали тестовую сборку объекта в Мексике ещё до его покраски. Всё произошло в рамках фестиваля The people, который проходил в красивом месте — в парке Ла Уастека в горах Монтеррея. Мы строили в Мексике, так как оттуда проще отвезти скульптуру по земле. Мы бы просто не успели транспортировать объект из России, поэтому приняли решение строить там. Когда мы искали площадку для тестового монтажа, познакомились с ребятами, которые делают там классный большой фестиваль. У нас есть видео, как это работает в фестивальном формате.

– Что испытываете на Burning man?

– Я могу рассказать про свой опыт 2019 года и что я ожидаю в этом году. Для понимания, иностранным художникам, которые не живут в Штатах постоянно и не зарабатывают по штатовским меркам, достаточно сложно привезти арт-объект на Burning man. Это очень дорого, связано с разными сложностями: логистическими и командными. Много трудностей встречается на пути при создании этой истории. В 2019 году у нас опоздал контейнер, его долго растаможивали. Но мы собрали этот арт. Ко второму дню мероприятия он был готов. И вот ты стоишь на собственноручно построенном арт-объекте и понимаешь, сколько в него вложено времени и сил разных людей… В этот момент подходят другие участники события, начинают обнимать и благодарить: «Спасибо! Это такой невероятный объект!» Они не знают, кто я. Просто видели, как заправляю генератор и как‑то к этому причастна. В этот момент просто разрывает. Стоишь посреди хеппенинга (форма современного искусства, событие, в котором художник принимает участие, но не контролирует его полностью. — Прим. ред.) из арт-объектов, где такие же, как ты, люди привезли сюда свои арты, собрали команду, построили за свои деньги — всё на своём энтузиазме — и подарили друг другу. Это катарсис! Я падала в щелочную пыль пустыни и делала звёздочку. Ради таких невероятных моментов стоит жить. Делать арт и видеть, как другие люди от него кайфуют. Ты сделал одну скульптуру, а тебе подарили миллион таких же классных, эмоционально интересных. Ездишь по Burning как по приключению. И ты тоже поучаствовал в создании этого хеппенинга. Наверное, поэтому так много людей стремятся приехать туда.

По сути, создание скульптуры для города — это тоже большой хеппенинг, который скульптор дарит людям. Паблик-арт — то, что стоит в городе. Человек встречается с арт-объектом внезапно и испытывает какие‑то свои переживания. Я обычно создаю что‑то положительное, стимулирующее на жизнь. Мне как художнику радостно видеть в глазах людей огонь вдохновения. В своих работах я говорю об энергии, о возвышении над самим собой. Меня интересует вопрос поиска внутренней силы, высвобождения от стереотипов. Сначала человек растёт и развивается внутри себя. После этого он может приносить пользу обществу и делать что‑то классное.

– В Архангельске вы варите арт-объект — огромную липу для Липецка. Почему решили работать именно здесь?

– Гораздо ценнее, с кем ты работаешь, а не где. Транспортировка — незначительная часть средств, которая тратится на эту историю. Гораздо важнее, в какой команде ты это делаешь. Кто эти люди, как они могут довести работу до конца. В команде Сергея «Кузнецы молодцы» есть художник, а также инженер-технолог. Кроме того, здесь трое ребят-практикантов, которых я обучаю, и мне это очень приятно. Самое главное — я могу совмещать работу с подготовкой к фестивалю прямо здесь, на локации. Мы с Сергеем проводим встречи с партнёрами, я вижу площадку живьём, создаём контент, и всё это между сваркой! По утрам, вечерам, ночам. Я встаю в 6.30, а ложусь в 12 ночи. Мало времени остаётся на сон. Был вариант работать в Санкт-Петербурге, там тоже есть друзья-художники. Но с учётом подготовки к фестивалю и космических энергетик, которые сошлись (смеётся. — Прим. ред.), я рада, что сюда приехала.

Огнеупорное платье и красная помада…

– Вы очень красивая: макияж, маникюр… Каждый день работаете в таком образе?

– Не каждый. Не всегда хватает сил на красивый макияж. Очень много работы. Иногда просто надеваю толстовку и иду быстро делать дела. Я работаю почти всё время, если не сплю. Но опрятно выглядеть и накрасить губы яркой помадой — один из лайфхаков, когда тяжело. Думаешь: «Мне нужна красная помада!» После этого появляется второе дыхание ещё часа на три работы.

– С вами мужчины-сварщики соревнуются в разрядах?

– Раньше соревновались, когда думали, что я посягаю на их территорию в виде профессионализма в сварке. Но я не собиралась соревноваться в качестве швов в разных положениях и в проверке их под рентгеном. Мой уровень сварки не такой шикарный, как у тех, кто варит под рентген трубы высокого давления. Достаточно быстро люди поняли, что я «варю» ради искусства, чтобы создавать скульптуры, делать перформансы… Мне важно показать эстетику. Я воздвигла материалы — огнеупорный брезент и спилковую кожу, из которых делают костюм сварщика — в ранг искусства. Сказала, что из этого можно делать сварочные платья и костюмы. Королевское платье должно быть сделано только из огнеупорного брезента. Можно сказать, воздвигла этому некий храм и памятник культуре сварки, показав, что сварочная одежда — это тоже произведение искусства.

– Эпатаж нужен для привлечения внимания к профессии и искусству?

– Это стиль жизни, самовыражение. Я Weld Queen. Я так живу. У меня есть супруг — граф Ковалёв. Королева же имеет право выйти замуж за графа (смеётся. — Прим. ред.). Он спасатель «Центроспаса» МЧС. У нас есть сын — маленький принц.

У меня был замок — дом-мастерская. Но в этом году, к сожалению, мне пришлось расстаться с ним. Это был трёхэтажный дом-музей. Люди приходили посмотреть, как живёт Weld Queen. Можно было зайти в комнаты-инсталляции. Например, покои королевы. Я спала в арматурной кровати с брезентовым балдахином, сделанным из разных типов сетки-рабицы. Комнаты украшали брезентовые шторы, арматурные люстры. У меня, конечно, есть квартира в Москве, но жить в замке интереснее. Мы перевезли все скульптуры на склад. Пока нет сил восстанавливать эту историю в другом месте. Но уверена, что для меня наступает новый этап. Я быстро выросла из замка, так как делаю скульптуры большого размера, и мне нужно помещение побольше. Его отсутствие развязало мне руки: я не привязана к Москве. Теперь для меня не проблема поехать в Мексику и сделать там скульптуру или в Архангельск…

– В чём для вас магия сварки?

– Камера фотоаппарата может запечатлеть магию сварки, то, как разлетаются искры. Фиолетово-жёлтое радужное свечение, которое создаётся вокруг сварщика, когда он варит. Как будто космос обволакивает его. Это почти физическое явление, учитывая, что мы видим его на камере фотоаппарата. Для меня магия заключается в возможности делать людей счастливее с помощью искусства и сварки.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна ЕВГРАФОВА. Фото Алёны Воробьёвой и из архива Weld Queen