13.08.2023 15:05

В Архангельской области по требованиям прокуратуры отремонтировано более ста километров дорог

Артём Шибаков, заместитель прокурора Архангельской области, — о безопасности движения на дорогах региона и неотвратимости наказания нарушителей правил дорожного движения

– Артём Александрович, безопасность является основным приоритетом дорожного движения в России. А как обстоят дела с безопасностью дорожного движения в нашем регионе, можете привести какую‑то статистику?

– По данным Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по Архангельской области, в 2022 году в регионе число дорожно-транспортных происшествий сократилось с 890 до 738, в том числе с погибшими — с 92 до 84, пострадавшими — с 1113 до 955, с участием детей — с 129 до 124.

– Какова роль прокуратуры в надзоре за исполнением законов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения?

– По актам прокурорского реагирования в прошлом году отремонтировано и обеспечено освещение более 400 километров дорог, установлено более 100 дорожных знаков, приведено в соответствие с требованиями национальных стандартов 20 пешеходных переходов, модернизировано 5 светофорных объектов.

В нынешнем году работа была продолжена. По актам прокурорского реагирования отремонтировано и обеспечено освещение более 100 километров дорог, установлено более 40 дорожных знаков, приведено в соответствие с требованиями национальных стандартов 8 пешеходных переходов, модернизировано 2 светофорных объекта. Кроме того, в связи с изменением правил дорожного движения изменена схема движения свыше 80 светофорных объектов.

– Какие нарушения наиболее часто выявляются прокурорами?

– Повсеместно приходилось пресекать факты дефектов дорожного покрытия, отсутствия дорожных знаков, искусственного освещения, несоответствия пешеходных переходов национальным стандартам. Также в прошлом году по инициативе прокуроров водительских удостоверений лишены 88 граждан, в текущем году уже 29.

– Имеются ли какие‑нибудь особенности надзора при использовании средств фиксации нарушений правил дорожного движения?

– На территории региона эксплуатируются 179 аппаратно-программных комплексов автоматической фиксации, основной задачей которых является повышение уровня безопасности дорожного движения на аварийно опасных участках. Органами государственной власти области и Госавтоинспекции допускаются нарушения при содержании автомобильных дорог, из‑за чего водителей к административной ответственности привлекают незаконно.

Например, в связи с отсутствием ограничивающих знаков на автодороге Архангельск — Мезень по мерам прокурорского реагирования отменено более 600 незаконных постановлений о привлечении владельцев транспортных средств к ответственности за превышение установленной скорости движения.

– Разъясните порядок привлечения к административной ответственности за нарушения, зафиксированные автоматическими комплексами.

– Законом установлен упрощённый порядок привлечения собственников транспортных средств к административной ответственности по материалам, зафиксированным камерами автоматической фиксации. Сотрудниками Госавтоинспекции постановления о назначении административного наказания выносятся без составления протокола в отсутствие правонарушителя и направляются заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг в течение трёх дней со дня вынесения постановления. Жалоба на такое решение подаётся вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти дней с момента вынесения постановления.

– Сколько всего зарегистрировано сообщений о преступлениях в области транспортной безопасности и возбуждено уголовных дел по фактам нарушения правил дорожного движения?

– В 2022 году количество сообщений о таких преступлениях увеличилось с 468 до 507. В первом полугодии 2023 года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, снизилось с 204 до 187. По результатам процессуального разрешения данных сообщений в 2022 году органами предварительного расследования возбуждено 96 уголовных дел, в первом полугодии 2023 году — 39.

– Какие основные причины и условия, способствовавшие совершению преступлений в сфере безопасности дорожного движения?

– Их обязаны установить по каждому уголовному делу органы расследования. На это прокурорами обращается особое внимание.

Например, расследованием Следственным управлением УМВД России по Архангельску уголовного дела, возбуждённого в 2022 году по факту гибели двух несовершеннолетних в ДТП на нерегулируемом перекрёстке улицы Тимме с проспектом Дзержинского в Архангельске установлено, что видимость водителю частично ограничивали сугробы на обочинах дороги.

В этой связи следователем руководителю администрации городского округа «Город Архангельск» внесено представление, по результатам рассмотрения которого территория очищена от снега. В последующем перед перекрёстком установлены знаки, ограничившие скоростной режим до 40 километров в час на аварийно опасном участке проспекта Дзержинского.

– Как складывается практика применения нововведения о конфискации транспортных средств, принадлежащих лицам, повторно управляющим ими в состоянии алкогольного опьянения?

– Она неоднозначна. В качестве меры обеспечительного характера применялось как наложение ареста на транспортные средства, так и признание их вещественным доказательством. Имелись определённые проблемы относительно своевременности принятия следователями и дознавателями таких обеспечительных мер.

В нынешнем году данная практика скорректирована, органы расследования, а также прокуроры сориентированы на своевременное принятие всего комплекса процессуальных действий в отношении транспортных средств, являющихся предметом преступлений, иного имущества и денежных средств, в том числе наложения на них ареста с момента возбуждения уголовного дела.

В 2022 году судом наложен арест на транспортные средства, принадлежащие подозреваемым в повторном управлении ими в состоянии алкогольного опьянения, по 19 уголовным делам, в нынешнем году — по 64.

– А если до наложения ареста виновник ДТП успел распорядиться транспортным средством?

– В таком случае судами применяется конфискация денежных средств в сумме, эквивалентной стоимости реализованного имущества. Например, в ходе расследования уголовного дела дознаватель вовремя не инициировал наложение ареста на автомобиль, которым водитель повторно управлял в состоянии алкогольного опьянения. В итоге нарушитель его продал за 250 тысяч руб. Данная сумма взыскана с осуждённого по приговору суда.

В 2022 году конфискация транспортных средств произведена судом по 23 таким делам, в трёх случаях конфискованы денежные средства, эквивалентные стоимости реализованного автомобиля. В первом квартале 2023 года конфисковано уже 84 транспортных средства, а по 34 делам — денежные средства, эквивалентные стоимости реализованного виновным автомобиля.

В мае у водителя, осуждённого за повторное управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, судом конфисковано ранее арестованное по инициативе органа дознания транспортное средство — автомобиль иностранного производства 2020 года выпуска стоимостью свыше одного миллиона рублей.

Прокурорами принимаются меры по оспариванию сделок о продаже транспортных средств, которыми управляли нарушители, при наличии признаков их мнимости, например при заведомо заниженной цене. Так, через месяц после возбуждения уголовного дела в связи с повторным управлением автомобилем в состоянии алкогольного опьянения водитель во избежание конфискации транспортного средства продал его за 1 000 рублей, тогда как средняя рыночная стоимость автомобиля составляет около 300 тысяч рублей. Данная мнимая сделка купли-продажи в настоящее время оспаривается прокурором, иск находится на рассмотрении в суде.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна КАРАМЫШЕВА