– Артём Александрович, безопасность является основным приоритетом дорожного движения в России. А как обстоят дела с безопасностью дорожного движения в нашем регионе, можете привести какую‑то статистику?
– По данным
Управления государственной инспекции
безопасности дорожного движения
Управления Министерства внутренних
дел России по Архангельской области, в
2022 году в регионе число дорожно-транспортных
происшествий сократилось с 890 до 738, в
том числе с погибшими — с 92 до 84,
пострадавшими — с 1113 до 955, с участием
детей — с 129 до 124.
– Какова
роль прокуратуры в надзоре за исполнением
законов в сфере обеспечения безопасности
дорожного движения?
– По актам
прокурорского реагирования в прошлом
году отремонтировано и обеспечено
освещение более 400 километров дорог,
установлено более 100 дорожных знаков,
приведено в соответствие с требованиями
национальных стандартов 20 пешеходных
переходов, модернизировано 5 светофорных
объектов.
В нынешнем
году работа была продолжена. По актам
прокурорского реагирования отремонтировано
и обеспечено освещение более 100 километров
дорог, установлено более 40 дорожных
знаков, приведено в соответствие с
требованиями национальных стандартов
8 пешеходных переходов, модернизировано
2 светофорных объекта. Кроме того, в
связи с изменением правил дорожного
движения изменена схема движения свыше
80 светофорных объектов.
– Какие
нарушения наиболее часто выявляются
прокурорами?
– Повсеместно
приходилось пресекать факты дефектов
дорожного покрытия, отсутствия дорожных
знаков, искусственного освещения,
несоответствия пешеходных переходов
национальным стандартам. Также в прошлом
году по инициативе прокуроров водительских
удостоверений лишены 88 граждан, в текущем
году уже 29.
– Имеются
ли какие‑нибудь особенности надзора
при использовании средств фиксации
нарушений правил дорожного движения?
– На
территории региона эксплуатируются
179 аппаратно-программных комплексов
автоматической фиксации, основной
задачей которых является повышение
уровня безопасности дорожного движения
на аварийно опасных участках. Органами
государственной власти области и
Госавтоинспекции допускаются нарушения
при содержании автомобильных дорог,
из‑за чего водителей к административной
ответственности привлекают незаконно.
Например, в
связи с отсутствием ограничивающих
знаков на автодороге Архангельск —
Мезень по мерам прокурорского реагирования
отменено более 600 незаконных постановлений
о привлечении владельцев транспортных
средств к ответственности за превышение
установленной скорости движения.
– Разъясните
порядок привлечения к административной
ответственности за нарушения,
зафиксированные автоматическими
комплексами.
– Законом
установлен упрощённый порядок привлечения
собственников транспортных средств к
административной ответственности по
материалам, зафиксированным камерами
автоматической фиксации. Сотрудниками
Госавтоинспекции постановления о
назначении административного наказания
выносятся без составления протокола в
отсутствие правонарушителя и направляются
заказным почтовым отправлением в форме
копии постановления на бумажном носителе
или в форме электронного документа,
подписанного усиленной квалифицированной
электронной подписью уполномоченного
должностного лица, с использованием
Единого портала государственных и
муниципальных услуг в течение трёх дней
со дня вынесения постановления. Жалоба
на такое решение подаётся вышестоящему
должностному лицу либо в суд в течение
десяти дней с момента вынесения
постановления.
– Сколько
всего зарегистрировано сообщений о
преступлениях в области транспортной
безопасности и возбуждено уголовных
дел по фактам нарушения правил дорожного
движения?
– В 2022 году
количество сообщений о таких преступлениях
увеличилось с 468 до 507. В первом полугодии
2023 года, в сравнении с аналогичным
периодом прошлого года, снизилось с 204
до 187. По результатам процессуального
разрешения данных сообщений в 2022 году
органами предварительного расследования
возбуждено 96 уголовных дел, в первом
полугодии 2023 году — 39.
– Какие
основные причины и условия, способствовавшие
совершению преступлений в сфере
безопасности дорожного движения?
– Их обязаны
установить по каждому уголовному делу
органы расследования. На это прокурорами
обращается особое внимание.
Например,
расследованием Следственным управлением
УМВД России по Архангельску уголовного
дела, возбуждённого в 2022 году по факту
гибели двух несовершеннолетних в ДТП
на нерегулируемом перекрёстке улицы
Тимме с проспектом Дзержинского в
Архангельске установлено, что видимость
водителю частично ограничивали сугробы
на обочинах дороги.
В этой связи
следователем руководителю администрации
городского округа «Город Архангельск»
внесено представление, по результатам
рассмотрения которого территория
очищена от снега. В последующем перед
перекрёстком установлены знаки,
ограничившие скоростной режим до 40
километров в час на аварийно опасном
участке проспекта Дзержинского.
– Как
складывается практика применения
нововведения о конфискации транспортных
средств, принадлежащих лицам, повторно
управляющим ими в состоянии алкогольного
опьянения?
– Она
неоднозначна. В качестве меры
обеспечительного характера применялось
как наложение ареста на транспортные
средства, так и признание их вещественным
доказательством. Имелись определённые
проблемы относительно своевременности
принятия следователями и дознавателями
таких обеспечительных мер.
В нынешнем
году данная практика скорректирована,
органы расследования, а также прокуроры
сориентированы на своевременное принятие
всего комплекса процессуальных действий
в отношении транспортных средств,
являющихся предметом преступлений,
иного имущества и денежных средств, в
том числе наложения на них ареста с
момента возбуждения уголовного дела.
В 2022 году
судом наложен арест на транспортные
средства, принадлежащие подозреваемым
в повторном управлении ими в состоянии
алкогольного опьянения, по 19 уголовным
делам, в нынешнем году — по 64.
– А если до
наложения ареста виновник ДТП успел
распорядиться транспортным средством?
– В таком
случае судами применяется конфискация
денежных средств в сумме, эквивалентной
стоимости реализованного имущества.
Например, в ходе расследования уголовного
дела дознаватель вовремя не инициировал
наложение ареста на автомобиль, которым
водитель повторно управлял в состоянии
алкогольного опьянения. В итоге нарушитель
его продал за 250 тысяч руб. Данная сумма
взыскана с осуждённого по приговору
суда.
В 2022 году
конфискация транспортных средств
произведена судом по 23 таким делам, в
трёх случаях конфискованы денежные
средства, эквивалентные стоимости
реализованного автомобиля. В первом
квартале 2023 года конфисковано уже 84
транспортных средства, а по 34 делам —
денежные средства, эквивалентные
стоимости реализованного виновным
автомобиля.
В мае у
водителя, осуждённого за повторное
управление автомобилем в состоянии
алкогольного опьянения, судом конфисковано
ранее арестованное по инициативе органа
дознания транспортное средство —
автомобиль иностранного производства
2020 года выпуска стоимостью свыше одного
миллиона рублей.
Прокурорами
принимаются меры по оспариванию сделок
о продаже транспортных средств, которыми
управляли нарушители, при наличии
признаков их мнимости, например при
заведомо заниженной цене. Так, через
месяц после возбуждения уголовного
дела в связи с повторным управлением
автомобилем в состоянии алкогольного
опьянения водитель во избежание
конфискации транспортного средства
продал его за 1 000 рублей, тогда как
средняя рыночная стоимость автомобиля
составляет около 300 тысяч рублей. Данная
мнимая сделка купли-продажи в настоящее
время оспаривается прокурором, иск
находится на рассмотрении в суде.