В состав сводного оркестра XI фестиваля «Дирекцион Норд», который прошёл во время празднования Дня ВМФ в Архангельске, вошли восемь коллективов военных музыкантов из Челябинска, Костромы, Екатеринбурга, Минска, Мирного, Архангельска, Северодвинска.
Вот уже второй год подряд сводный оркестр возглавляет Сергей Алеев, начальник военно-оркестровой службы штаба Центрального военного округа города Екатеринбурга.
С ним мы поговорили о некоторых секретах военных музыкантов и эмоциях, которые они получили от зрителей.
– Сергей
Владиславович, вас с успешным завершением
11‑го фестиваля. Скажите, репертуар
сводного оркестра изменился в этом
году?
– У нас есть
произведения, обязательные к исполнению.
Это как человек, который всегда надевает
обувь на улицу, лишь фасон меняет. В
таких больших музыкальных праздниках,
как фестиваль духовых оркестров, тоже
присутствуют произведения, которые
ожидает публика. Но прежде всего они
должны нести художественную ценность.
В этом году фестиваль «Дирекцион Норд» поднял планку по сложности той музыки, которую исполняли совместно. По инициативе Людмилы Юрьевны Макаровой, художественного руководителя архангельского Дома народного творчества, соло с военным духовым оркестром исполнил гармонист-виртуоз, ваш земляк Артемий Синюшкин.
Это
достаточно редко, когда звучит гармонь
вместе с огромным сводным духовым
оркестром. Впервые прозвучало произведение
композитора Сергея Прокофьева «Вставайте,
люди русские» из кантаты «Александр
Невский». Достаточно сложный номер для
исполнения разнородным составом
оркестра, но предварительная работа
дирижёрами была проведена на добросовестном
уровне, так что всё сложилось. Я как
руководитель доволен.
– Музыканты
в сводном оркестре видят друг друга и
репетируют совместно только в дни
фестиваля. За счёт чего же вы добиваетесь
качества исполнения?
– Если
сказать языком начальника, то за счёт
добросовестности руководителей, которые
возглавляют коллективы. В Архангельске
собралось более 200 опытных музыкантов.
У нас, несомненно, возникло доверие друг
к другу, поэтому мы получаем удовольствие
от совместной работы. Эту энергию
передаём и зрителю. Есть такой акустический
и психологический секрет: чем больше
звукоисточников, тем объёмнее, эффектнее,
эмоциональнее впечатление. Сводный
оркестр — это изюминка любого фестиваля.
Я вам больше
скажу, что при правильной организации
труда (и отдыха — смеётся) мы можем на
расстоянии готовить плац-концерт
сводного оркестра. Пока, конечно, мы до
этого не дошли, но всё впереди. Музыканты
выучивают свои движения, партия прописана
стрелочками. Для меня плац-концерт —
это маленький спектакль.
И ещё я
заметил: когда мы собираемся вместе, у
всех такой эмоциональный подъём, что
все вопросы решаются быстрее. Да, мои
ожидания от выступления и работы сводного
оркестра в Архангельске, к счастью,
оправдались. Всё получилось весьма
убедительно.
– Как наш
северный зритель воспринимает выступление
военных духовых оркестров? У вас ведь
есть с чем сравнить.
– У меня
достаточный опыт службы в разных
регионах: Санкт-Петербурге, Москве,
Владивостоке, Екатеринбурге. Северяне
отличаются щедростью души, щедростью
в эмоциях. Я бы сравнил Архангельск и
Владивосток. Два портовых, приморских
города — вы сильно похожи. Искренность
в обмене эмоциями даёт силу нам,
музыкантам.
– Артист
или военный — что на первом месте у
музыканта военного оркестра?
– Вооружённые
силы Российской Федерации — это наше
место работы. А что касается творчества,
у нас некоторые вещи правдивее и проще.
Мне очень нравятся слова Петра Ильича
Чайковского: «Я сажусь к роялю каждый
день в девять утра, а мадам муза уже
научилась являться на свидание со мной
к этому времени». Потому что это труд.
Да, другого рода. Я сам родом с Донбасса,
и шахтёрский тяжёлый труд мне хорошо
знаком.
Музыка — это
точная наука. Здесь важны дисциплина,
самоконтроль и профессионализм. Я
стараюсь строить наши отношения с
оркестром на глубочайшем уважении к
таланту музыкантов, требовательности
во время репетиций и доверии на
выступлениях.
Беседовала Тамара СТАТИКОВА
Фото
пресс-службы Дома народного творчества
Архангельской области и Алёны Воробьёвой