02.08.2023 08:22

Легендарный теплоход «Коммунар» стал концертной площадкой

В День ВМФ на палубе пришвартованного к Красной пристани корабля выступили два архангельских коллектива — «ЛА ШУ» и «23 Планета»
Фото: Светлана Лойченко
Фото: Светлана Лойченко
Фото: Светлана Лойченко

И это был первый концерт на палубе легендарного теплохода.

Долгие годы шли разговоры о том, как было бы хорошо где‑то на архангельском причале поставить подводную лодку. И сделать из неё музей. Сколько легендарных лодок было построено буквально «под носом» — в Северодвинске, который отметил в эти дни 85‑летие.

Но не получилось. По разным причинам. Зато к нам вернулся «Коммунар»! Этого речного труженика знало и любило не одно поколение архангелогородцев. Он долгие годы ходил на Кегостров, Конвейер, Хабарку. А до 1964 года, когда ещё не был построен мост через Северную Двину, «Коммунар» перевозил из Исакогорки железнодорожных пассажиров.

Но при этом как‑то неожиданно он стал музейным экземпляром. В 2019 году «Коммунар» отработал последнюю навигацию и был передан Архангельским речным портом Северному морскому музею.

Построен он в 1940 году, но есть версия, что тогда он был модернизирован, а дата его постройки — конец XIX века. Ещё одну модернизацию судно прошло в 1962 году на Великоустюгском судоремонтном заводе, когда паровые машины были заменены на дизельные двигатели и были обустроены более удобные помещения для пассажиров.

Сейчас в Северном морском музее разрабатывается дизайн-проект внутренних помещений «Коммунара», который станет плавучим музеем. Северный морской музей планирует открыть в нём «Музей реки». Но, к сожалению, речные прогулки теплоход совершать не сможет.

Журнал «Плюс» даёт такие сведения о «Коммунаре»: за годы службы пароход-теплоход перевёз не менее 11 миллионов человек. Хотя теплоход должен был принимать на борт до 270 человек, в часы пик или с приходом поезда «набивалось» до 400 пассажиров.

В зимний сезон 2022–2023 годов на «Коммунаре» провели ремонтные работы — проварили корпус судна, частично заменили металлические настилы палуб, леерные ограждения, трапы, сняли слои старой краски и заменили стёкла. И покрасили, вернув цветовую гамму периода 1970–1980-х годов.

Почему сделать «Коммунар» музейным экспонатом — это хорошая идея? Именно потому, что он один из самых узнаваемых и любимых речных тружеников. И без малейшей натяжки его можно назвать легендарным. А ещё символом Архангельска.

И вот первое культурное событие на палубе «Коммунара». На Красную пристань пришли и поклонники музыкантов, которые выступали в тот вечер, и те, кто этот теплоход считает частью своей жизни. Вечер был тёплым во всех смыслах слова и пока ещё солнечным, хотя белые ночи уже уходят. Кто‑то подпевал музыкантам, а кто‑то провожал закат и, возможно, думал о своём, глядя на Северную Двину.

«Коммунар» выглядел именинником — ему, и правда, выпал счастливый билет, и он не пошёл «на иголки», как говорят в таких случаях. А такое случилось со многими его собратьями и более именитыми, в том числе, легендарными подводными лодками.

А у «Коммунара» свой масштаб — Архангельск и его верные пассажиры, которых миллионы. А главное — река. Она точно за ним…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО