И это был первый концерт на палубе легендарного теплохода.
Долгие годы
шли разговоры о том, как было бы хорошо
где‑то на архангельском причале
поставить подводную лодку. И сделать
из неё музей. Сколько легендарных лодок
было построено буквально «под носом»
— в Северодвинске, который отметил в
эти дни 85‑летие.
Но не
получилось. По разным причинам. Зато к
нам вернулся «Коммунар»! Этого речного
труженика знало и любило не одно поколение
архангелогородцев. Он долгие годы ходил
на Кегостров, Конвейер, Хабарку. А до
1964 года, когда ещё не был построен мост
через Северную Двину, «Коммунар»
перевозил из Исакогорки железнодорожных
пассажиров.
Но при этом
как‑то неожиданно он стал музейным
экземпляром. В 2019 году «Коммунар»
отработал последнюю навигацию и был
передан Архангельским речным портом
Северному морскому музею.
Построен он
в 1940 году, но есть версия, что тогда он
был модернизирован, а дата его постройки
— конец XIX века. Ещё одну модернизацию
судно прошло в 1962 году на Великоустюгском
судоремонтном заводе, когда паровые
машины были заменены на дизельные
двигатели и были обустроены более
удобные помещения для пассажиров.
Сейчас в
Северном морском музее разрабатывается
дизайн-проект внутренних помещений
«Коммунара», который станет плавучим
музеем. Северный морской музей планирует
открыть в нём «Музей реки». Но, к сожалению,
речные прогулки теплоход совершать не
сможет.
Журнал «Плюс»
даёт такие сведения о «Коммунаре»: за
годы службы пароход-теплоход перевёз
не менее 11 миллионов человек. Хотя
теплоход должен был принимать на борт
до 270 человек, в часы пик или с приходом
поезда «набивалось» до 400 пассажиров.
В зимний
сезон 2022–2023 годов на «Коммунаре» провели
ремонтные работы — проварили корпус
судна, частично заменили металлические
настилы палуб, леерные ограждения,
трапы, сняли слои старой краски и заменили
стёкла. И покрасили, вернув цветовую
гамму периода 1970–1980-х годов.
Почему сделать
«Коммунар» музейным экспонатом — это
хорошая идея? Именно потому, что он один
из самых узнаваемых и любимых речных
тружеников. И без малейшей натяжки его
можно назвать легендарным. А ещё символом
Архангельска.
И вот первое
культурное событие на палубе «Коммунара».
На Красную пристань пришли и поклонники
музыкантов, которые выступали в тот
вечер, и те, кто этот теплоход считает
частью своей жизни. Вечер был тёплым во
всех смыслах слова и пока ещё солнечным,
хотя белые ночи уже уходят. Кто‑то
подпевал музыкантам, а кто‑то провожал
закат и, возможно, думал о своём, глядя
на Северную Двину.
«Коммунар»
выглядел именинником — ему, и правда,
выпал счастливый билет, и он не пошёл
«на иголки», как говорят в таких случаях.
А такое случилось со многими его
собратьями и более именитыми, в том
числе, легендарными подводными лодками.
А у «Коммунара»
свой масштаб — Архангельск и его верные
пассажиры, которых миллионы. А главное
— река. Она точно за ним…