Сегодня наш разговор с ней — про деятельность института на Соловецких островах, о соловецких юнгах и адмирале Николае Кузнецове. Юлия Васильевна и руководство института на Соловках занимаются и научной работой, и увековечиванием памяти мальчишек, которые в самом юном возрасте встали на защиту Родины.
– Юлия Васильевна, как получилось, что вы стали заниматься историей соловецких юнг?
– Всё началось с повести Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками», которую читали мои сыновья на внеклассном чтении. И это совпало с первым знакомством нынешней администрации ВИР с Соловецкими островами. И во время первой поездки на Соловки у нас была возможность познакомиться с историей Соловецкой школы юнг.
– А с чем была связана эта поездка?
– На Соловецких островах необычные природные условия — там иногда возникают интересности в виде снежных и не особо холодных зим. Такие условия помогают зимовать растениям в относительном уюте и без потерь. Северное лето — короткое, но при этом отличается большим количеством солнечных дней. Это и позволяет созревать семенам многих растений. Прежде всего, конечно, это плодовые растения, кормовые травы, а также соловецкие клевера. Наверняка многие видели на открытках насыщенные, красного цвета, яркие цветы клевера. На Соловках успешно выращивают соловецкую репу, малину и даже яблоки.
Тогда мы проводили, если говорить научным языком, рекогносцировочное исследование. Это знакомство с природой Соловецкого архипелага. Очень интересно оказалось окунуться в мир Соловецких островов, а заодно и посмотреть, в каких условиях жили соловецкие юнги.
Меня очень впечатлило Савватьево — место, где юнги строили свои землянки. Поразило, в каких условиях мальчишки жили! Как эти землянки выкапывали? Начинаешь рассуждать на эту тему, и становится понятно, что ребята здесь закаляли характер, готовились к будущим очень серьёзным испытаниям.
Экспедиционные обследования, которые велись сотрудниками ВИР в разные годы, затрагивают многие регионы страны, Архангельскую область в том числе. Часть образцов, которые испытывались на Соловках, легла в основу создания высокоадаптированных сортов. Например, это соловецкая репа, уже мною упомянутая. Получается, что и ВИР, и Соловки, и Великая Отечественная война складываются в мозаику и дают целостное ощущение и истории отдельно взятого института, и истории Соловецкой школы юнг, и истории России в целом.
– Как институт имени Вавилова помогает в сохранении памяти о Соловецкой школе юнг?
– Наш институт как приверженец сохранения исторической памяти и правды, конечно, не мог остаться в стороне, когда на островах отмечали восьмидесятилетие открытия Соловецкой школы юнг. Институт Вавилова передал в дар Соловецкому музею-заповеднику несколько саженцев разных сортов для того, чтобы сформировать из них аллеи Памяти и Победы в честь тех самых юнгашей. Саженцы успешно перезимовали — были выбраны высокоадаптированные сорта разных плодовых растений — они сейчас растут в ботаническом саду. Есть там, к примеру, саженцы маньчжурского ореха — интересное растение, которое преодолевает разные трудности. И мы их высадили недалеко от музея школы юнг как символ.
– На ваш взгляд, что сейчас нужно делать для сохранения памяти соловецких юнг?
– К этой деятельности нужно привлекать их сверстников, а возраст мальчишек, которые становились юнгами, был от 11 до 16 лет. У мальчишек, которые попадали на острова, чаще всего были тяжёлые жизненные истории: кто‑то остался без родителей, кто‑то голодал, кто‑то просто хотел попасть на фронт и помогать взрослым приближать Победу.
Мне кажется, что наше современное поколение ребят 11–14 лет не очень стремится взрослеть. Мы всё оберегаем их — не хочется погружать в истории, связанные с ужасами войны. Но девчонок и мальчишек с этими историями знакомить необходимо, потому что детям нужно дать понять, что взрослеть придётся. И пользу в жизни надо приносить с детства. Значит, придётся пересмотреть систему ценностей.
История юнг настолько цепляет своей искренностью, что может помочь подрастающему поколению стать более осознанным и самостоятельным. Может быть, кто‑то из них захочет подробней узнать и про юнг, и про сами Соловки, и про мореплавания.
– Школу юнг создавал адмирал Николай Кузнецов. Знаем, что ваш институт тоже занимается увековечиванием его памяти. Как это происходит?
– Для нашего института основная профильная деятельность — это биология, прикладная ботаника, генетика — соответственно, она связана с различными растениями. Любое увековечивание памяти для нас — это закладка какой‑то аллеи.
На родине Николая Кузнецова, в Котласе, наши сотрудники посадили несколько яблонь. В день рождения Николая Кузнецова мы познакомились с Котласом, а это его малая родина — знаменитый адмирал родился в Котласском районе.
– Вы лично знакомы с кем‑нибудь из юнг?
– Да! Дело в том, что наш институт как федеральный исследовательский центр старается работать системно: у нас заключено соглашение с Архангельской областью и представительством Архангельской области в Санкт-Петербурге. И современным юнгашам, ученикам 189-й школы Санкт-Петербурга, которая стала победителем конкурса «Школьный музей Победы», выпала великая честь познакомиться с выпускниками Соловецкой школы юнг.
Они познакомились с Владимиром Ивановичем Мезенковым, с Александром Степановичем Маслаковым и с Павлом Ивановичем Семёновым. Ребята очень впечатлились знакомством с ветеранами. Для них это было совсем необычайно, потому что сейчас ребята видят ветеранов на параде или по телевизору, а им удалось пообщаться с этими легендарными людьми, взрослыми юнгами.
В прошлом году на базе нашего института было организовано празднование восьмидесятилетия Соловецкой школы юнг. Наш директор послал письмо на имя главнокомандующего ВМФ, чтобы пригласить курсантов различных училищ, принять участие в этом мероприятии, и они с удовольствием откликнулись!
Поэтому и сотрудникам института тоже удалось познакомиться с этими замечательными людьми. Вы знаете, очень жалеют взрослые юнги, что не могут доехать до Соловков. В 2020 году помешал ковид, а потом уже сказывается возраст, поэтому мы привозили им небольшие памятные подарочки.
А это удивительные, поистине легендарные люди. Например, Павел Иванович Семёнов стал прототипом памятника балтийским юнгам в Санкт-Петербурге. Радует, что его заслуги и жизненная история могут стать для кого‑то примером. Ведь когда воздвигаются памятники — это пример, на который стоит равняться.
– Есть ли у вас планы, как дальше будете строить работу, связанную с увековечиванием памяти юнг?
– В этом учебном году планируем совместно с представительством Архангельской области в Санкт-Петербурге организовать визит Павла Ивановича Семёнова в 189-ю школу.
Также в планах — дальше изучать историю не только соловецких юнг, адмирала Кузнецова, но и в целом флота России — она же очень интересная, и знать её важно.