На Соловки мы добирались через Кемь. Туда сейчас ходит двухэтажный фирменный поезд. Как только мы расположились в купе, включили фильм «Святой архипелаг». Дело в том, что благодаря этому фильму мы и решили отправиться на Соловки. А увидели его минувшей весной — тогда такую возможность петербуржцам предоставило Поморское землячество «Архангельская губерния» в Санкт-Петербурге.
Мы прибыли на железнодорожный вокзал города Кеми, и местные таксисты предложили за 200 рублей с человека довезти нас до причала. Но мы с лёгкостью нашли машину, которая забрала всю нашу большую компанию по цене 150 рублей с одного пассажира. На причале в Рабочеостровске нам впервые открылось Белое море, покорившее своим простором и цветом горного хрусталя.
Мы заранее встали в очередь на посадку на теплоход «Василий Косяков», чтобы занять лучшие места на верхней палубе. Когда начали пускать на старенькое судно, заметили человека, который продавал сувениры, — он достал из внутреннего кармана своей ватной куртки серебряных ангелочков. Не раздумывая, каждый из нас купил волшебного ангелочка себе на память о причале, с которого мы отправились на Соловки.
На причале мы встретили супружескую пару, которая приехала из Москвы. Наша новая знакомая, которую звали Наталья, рассказала, что до Рабочеостровска они добирались три дня на машине. На Соловках у них договорённость о персональном туре на двоих — удовольствие не из дешёвых. Супруги строят футбольные поля по всей России, на Соловки едут впервые, но с Севером уже знакомы — ездят раз в пять лет на пасеку под Котласом.
«Соловки могут не принять» — фраза, которая пугающе крутилась в голове каждой из нас. Но мы уже увидели вдали приближающийся Большой Соловецкий остров. На горизонте виднелись также белоснежные спины белух. Соловецкий остров всё больше затягивал нас, впуская и открывая свой мир и историю.
От местного причала до гостиницы «Петербургская» две минуты — если пешком. Или пять, если тащить по камням в горку увесистый чемодан. Соловки встретили нас солнцем и безветренной погодой, поэтому каждая из нас мечтала смыть с себя всё пасмурно-петербургское. Не сбылось. Душ работает строго по расписанию: утром с 7:00 до 10:00 и вечером с 20:00 до 24:00. Договориться не получится, пробовали.
Вместе с нами в общежитие, то есть гостиницу — самую бюджетную на острове, — заехало около 35 туристов в ярко-оранжевых футболках, пропагандирующих здоровый образ жизни. Люди они, мягко сказать, экспрессивные и, как модно говорить, без комплексов. Дверь на щеколду в душе по вечерам закрывали редко, после банных процедур бегали в чём мать родила. По вечерам они собирались в холле. Мы невольно стали свидетелями обсуждения за глаза репы и капусты — по их версии, основы правильного питания. Они могли целыми днями не выходить из комнаты, посещая только собрания.
Но всё это меркнет на фоне комнаты 208. В неё, как чёрную дыру, всасывалось за раз человек двенадцать. Разных полов и возрастов. По утрам, часов так в 6:30, умываться можно было под пение бабушки из той самой «чёрной дыры», которая никогда не здоровалась и заполоняла своими личными вещами общий подоконник.
За столом на общей кухне частенько можно было встретить пятёрку молодых людей: двух парней и трёх девушек. Они чувствовали себя здесь как дома: заходили в комнаты персонала, мылись в запасном душе под названием «Служебное помещение», курили на скамейках с видом на Соловецкий монастырь. Оказалось, это будущие экскурсоводы, которым не хватило места в общежитии.
От них мы узнали, что стать настоящим экскурсоводом непросто — нужно выучить и сдать на экзамене целых три экскурсии, да на вопросах экзаменаторов, пародирующих туристов, не попасться. Всего у экскурсоводов три уровня квалификации, где третья — самая низшая, первая — наивысшая. Зарплата напрямую зависит от уровня квалификации. Новички получают 40 тысяч, опытные — 80 тысяч. И двое из тех, кто жил в нашей гостинице, экзамены провалили и вместе с нами отправились домой.
Экскурсоводы на Соловецкие острова приезжают со всей России, но в основном из Архангельской области. И мы решили записывать интервью с молодыми гидами. Сначала мы обращались к ним на «вы», потом выяснилось, что большинство из них ещё такие же студенты, как мы, а в последние дни они уже звали нас присоединиться к ним на ужин в «барак».
Мы жили в разных концах длинного коридора «Петербургской» и часто бегали друг к другу в гости, обсуждая нюансы стажировки. В гостинице мы появлялись редко. Но в принципе нам там было хорошо, потому что было ярко, непринуждённо и по-соловецки просто.
Большой Соловецкий посёлок по своей инфраструктуре ничем бы не отличался от других посёлков, если бы не толпа туристов, снующих здесь. А ещё на скромных деревянных домах прикреплены таблички в память о героях, которую на Соловках бережно чтут. И вот стоим мы на улице имени Сивко, глядя на Ивана Михайловича, юнгу Северного флота. Он погиб в двадцать. В первый год войны. Прикрывал товарищей от вражеского наступления. Посмертно стал Героем Советского Союза.
А потом в одном из дворов мы встретили Еву, Настю и Агнию. Настя самая старшая, она и вела переговоры с приставучими туристами. Ева самая младшая, ей не больше шести, она молчаливо наблюдала за взрослой сестрой — родство Насти и Евы мы установили по шапкам, надетым в + 20 °C. Агния — средняя из троицы. Их детские ручки еле удерживали охапку полевых цветов, которую они с трудом укрощали фиолетовой ленточкой. Рассказали нам, что собирали букет на небольшом лугу рядом со Святым озером. Тут целая цветочная композиция: лиловые полевые колокольчики и горошек мышиный они решили разбавить жёлтыми лютиками и луговыми травами, на которых целой семьёй поселились мошки разных видов. Настя чётко проговорила: «А цветы можно купить! 100 рублей букетик». Сторублёвую купюру Ева профессионально разглядела на солнце и засунула под кофту. «Соловецкие мы!» — гордо сказали они нам на прощание.
Наша команда по праву может называться международной, ведь на Соловки в качестве фотографа с нами приехала китайская студентка магистратуры Юаньюань Сунь. Она тоже посмотрела фильм «Святой архипелаг» и тоже очень захотела отправиться на Соловки. Юаньюань любит путешествовать по России, но никогда прежде не была в русской деревне и ни разу не видела корову. На Соловках еë мечта осуществилась, корову удалось не только увидеть, но и покормить: животные свободно ходят по посёлку, забираются на холмы, спускаются к воде и подходят к туристам.
Китайские студенты очень редко проходят практику в русскоязычной среде. Поездка на Соловки — это хорошая возможность погрузиться в русскую культуру, посмотреть уникальное место России. За пять дней журналистской практики и походов по экскурсиям Юаньюань действительно стала свободнее говорить на русском. Слова «корова», «моряк», «белухи», «священник», «религия» пополнили её лексикон.
Юаньюань — лютеранка, но проявила к православным традициям большую заинтересованность. В первый же день на острове она проснулась в шесть утра и пошла на утреннюю службу вместе с нами. Юаньюань отстояла всю службу целиком и даже крестилась вместе с прихожанами. А потом купила себе платок в сувенирной лавке.
В переводе с китайского еë имя означает «сад», место гармонии и успокоения души. Юаньюань демонстрировала такое спокойствие. И, кажется, что на святом архипелаге все ужасы, которые были в его истории, отмолены, и здесь царят покой и безмятежность. Но не забвение.
В нашей поездке Юаньюань больше всего впечатлила встреча с отцом Севастианом в Филипповской пустыни.
– Я была в православной церкви, видела священников, но никогда не знала эту веру изнутри, — сказала она. — Было очень интересно посмотреть, как живут монахи, и побеседовать с одним из них.
В ските отца Севастиана мы три с половиной часа провели за разговорами. Монах отвечал на студенческие вопросы, гладил свою кошку Массандру и рассказывал о монастырской жизни. Беседа велась в гостиной среди стендов, рассказывающих о Павле Флоренском, священнике и религиозном философе, который находился в Филипповской пустыни в годы лагерного заключения.
Переместились в столовую, где стол уже был накрыт тарелками с фруктами и пирогами. Здесь же стоял стул, на котором сидел патриарх Кирилл, и монах никому не предлагает его занять. Перед чаепитием мы прочли молитву перед домашним иконостасом, в центре стояла икона Божией Матери «Хлебенная». Как рассказал отец Севастиан, пять веков назад она явилась святителю Филиппу в пекарне монастыря и с тех пор особо почитается на Соловках.
Отец Севастиан угостил нас турецким чаем и северным мёдом. Домой мы возвращались уже в темноте — небо, обычно белое в летнее время, затянулось фиолетовыми тучами. Но дождь на Соловецких островах нас так и не застал.
Эту историю нам рассказывал советник губернатора Архангельской области Александр Журавский. Он в прошлом подводник, не однажды организовывал встречи ветеранов — соловецких юнг. Александр Ефимович подвёл нас к памятнику. На постаменте из соловецкого камня стоят два мальчика: один с биноклем задумчиво смотрит на море, другой на колене записывает что‑то в тетрадь. С этого памятника началась наша экскурсия по экспозиции «Школа соловецких юнг». Оказалось, что памятник изображает занятие в школе юнг, созданной в 1942 году. Именно здесь готовили к войне подростков со всего Советского Союза. Набирались ученики 15–16 лет, но многие специально подделывали свидетельство о рождении — увеличивали возраст, чтобы попасть в школу. За месяц обучения даже самые отъявленные хулиганы становились дисциплинированными и ответственными. За три года существования школа подготовила 4111 юнг. Выпускников отправляли на флот защищать Родину от фашистов. Каждые пять лет, начиная с 1972 года, проходила встреча выпускников школы, но сейчас их всё меньше и приехать возраст не позволяет.
Билетёр экспозиции Ольга Владимировна поделилась с нами некоторой информацией о посетителях. По её словам, маленькие дети с любопытством разглядывают тельняшки, ленточки, медали. Ребята 15–16 лет пытаются вникнуть в тему, увлечённо слушают о юнгах и читают подписи к экспонатам. А пожилых людей экспозиция трогает до глубины души, до слёз.
Также в школе юнг проводится не так много групповых экскурсий, как в других туристических местах Соловков. Пролистав книгу отзывов в музее юнг, мы увидели много записей от детей, родственников и знакомых ветеранов-юнг. Например, такая: «Спасибо, что помните и не забываете ни одного имени».
Выяснили также, что в день на экспозицию про юнг заходят примерно 40 туристов, когда на обзорную в день отправляются 160–180 человек, а посмотреть на белух — по 60 человек в час.
Старушка сидела на низенькой табуретке с тросточкой возле жилого барака 30‑х годов прошлого века. На деревянную стену приколочена зеленоватая простыня, а на ней разноцветные вязаные сумочки — особые соловецкие сувениры. На голове у старушки белоснежный платочек, через плечо — сумочка, куда она прячет скромную сумму, полученную за свои поделки. Сквозь призму толстых очков она высматривала предположительного покупателя и периодами покрикивала в сторону туристов: «Чего хотели?!» Оказалось, что такие радужные сумочки можно купить только на Соловках и только у старушки возле жилого барака 30‑х годов.
Северный ветер и величественное молчание белых ночей, пронизанное еле слышным шёпотом Белого моря. Соловки — остров, где история и духовность переплетаются с живописной природой в вековой танец. Это место, которое призывает нас помедлить, задуматься и, конечно же, оставить кусочек своего сердца здесь в обмен на сувениры.
Первым делом мы заглянули в местную церковную лавку. Здесь, среди бесчисленного множества священных и религиозных предметов, особенно выделяются иконы. Здесь также можно купить соловецкие кресты округлой формы. Для тех, кто хочет больше погрузиться в историю, есть книги, которые рассказывают о Соловецком монастыре, а также про жизнь поморов, их культуру и традиции.
С Соловков в виде небольшого подарка друзьям можно привезти мыло из ламинарии или мармелад из северных ягод. И, наконец, камешек с берегов Белого моря — простой, но вместе с тем особенный сувенир, который будет напоминать о тихом шёпоте морской волны и прохладе северного ветра.
И всё же самое важное — впечатления от Соловков, гармония и спокойствие, которые мы приобрели на островах.
Последние часы на островах: двигаемся в сторону теплохода, незнакомец кричит нам с другого конца улицы: «Ну с Богом!» На обратном пути снова встретились с супружеской парой из Москвы. Мы уже в Петербурге, они — в Москве. Сообщение от новой знакомой в WhatsApp поздно вечером: «Девочки, а ведь Соловки не отпускают!»