23.07.2023 12:00

Архангельск назвали «удивительно читающим городом»

Так отмечали многочисленные гости книжного фестиваля «Белый июнь», и сегодня, заново переживая события праздника, мы вспоминаем яркие книги и незабываемые встречи с их авторами

Владислав Отрошенко «Драма снежной ночи», 2023

Книга, посвящённая одному из самых загадочных сюжетов русской литературы XIX века, написана в редком жанре романа-расследования о судьбе и уголовном деле драматурга А. В. Сухово‑Кобылина.

9 ноября 1850 года на Ходынском поле, близ Ваганьковского кладбища в Москве, было обнаружено жестоко изувеченное тело молодой женщины — француженки Луизы Симон-Деманш, содержанки известного аристократа, игрока и донжуана Александра Васильевича Сухово-Кобылина. Это был европейски образованный человек, писал философские трактаты, учился в Германии, путешествовал по Европе, был близок к царской фамилии. Характер он имел вспыльчивый, был высокомерный и язвительный, поэтому нажил немало врагов в высшем свете. Хватило нескольких часов, чтобы Москву и Петербург переполнили слухи о преступлении. В деле было огромное количество материалов: допросов, показаний, объяснений, следственных экспериментов, исследований материальных улик и т. д. Семь лет продолжалось противостояние Кобылина с бюрократической машиной: допросы, аресты и унизительные чтения личных писем на заседаниях Сената. Но преступление так осталось нераскрытым. Но если бы не обвинение и не тюрьма, где он и написал свою совершенно блистательную комедию «Свадьба Кречинского», то из Сухово-Кобылина, считает автор, никакого писателя не получилось бы. В книге дана самая полная картина преступления и его расследования, показана личность самого Сухово-Кобылина, его тайные дневники, письма, сочинения.

Ася Володина «Часть картины», 2023

Автор — филолог, преподаватель университета, переводчик. «Часть картины» вышла в издательстве книжного онлайн-сервиса МТС «Строки», который только начинает заниматься изданием книг на бумаге.

Это остросюжетная современная драма, где поднимаются и проблемы религиозного воспитания, и подача исторического материала, и проходящие в школе выборы, и вечные конфликты учителей с учителями и учителей с учениками.

Известная революционерка Софья Львовна Перовская, видимо, послужила вдохновляющим примером для создания образа главной героини Софьи Покровской. Незамужняя бездетная тридцатидвухлетняя учительница русского языка и литературы преподаёт в обычной столичной школе. Любимую учениками преподавателя, которая вела уроки религиозного воспитания, сменяет неприятная особа, которая принимается насаждать драконовские меры во вверенном её руководству шестом классе. После ряда неприятных инцидентов, в результате которых едва не погиб ребёнок, её увольняют, а Софью Львовну родители коллективно просят на классное руководство. И это будет только началом истории, от которой невозможно оторваться, не дочитав до конца. Перед нами разворачиваются поистине шекспировские страсти, а само изложение в некоторых местах построено в форме пьесы. Из особенностей романа следует отметить композиционный приём, который мог бы оказаться скрытым ключом к роману — перед оглавлением приводится «плейлист», каждая глава в книге называется строчкой из песни популярных современных исполнителей.

Александра Шалашова «Салюты на той стороне», 2023

Автор — прозаик, поэт, вошла в современную русскую литературу с историей о школе «Выключите моё видео». Действие в её новом романе-притче происходит в вымышленном санатории для слабовидящих детей. Санаторий находится на берегу реки Сухоны, а на другом берегу, в Городе, остались родители, идут военные действия, оттуда всё время доносятся залпы: то ли взрывы, то ли салюты. Санаторий — это «безопасное место», откуда строго-настрого запрещено выходить. В нём живут с десяток детей 9–13 лет, есть и старше.

Это обычные подростки, где у девчонок — косметика, топики, дискотеки, клубничный бальзам для губ, а у мальчишек — сигареты, группы по интересам, где обязательно найдётся изгой. Есть трое взрослых, которые вскоре загадочно умирают, дети предоставлены сами себе. Мост, соединяющий санаторий с городом, взорван, еда кончилась, живые делят кров с мёртвыми — и истории рассказывают попеременно и те, и другие. Можно ли выбраться из санатория? И получится ли? И стоит лишь заглянуть в душу каждого, чтобы понять — они не плохие, просто живут без любви. Конопля, Муха, Ник, Крот, Белка, Юбка, Гошик, Ленка, Сивая — все они дети, потерявшие возраст в один миг. И когда с той стороны приходит Солдат и предлагает увести с собой тех, кто сможет, то все соглашаются. Они понесут исхудавшего и обессилевшего пса, общего любимца, на собственных плечах через полуразрушенный мост и будут держаться до последнего вместе, несмотря на то, что раньше были готовы убить друг друга…

Хелена Побяржина «Валсарб», 2023

Книга белорусской поэтессы, переводчицы и прозаика вошла в короткий список премии «Большая книг — 23» и стала фаворитом фестиваля. Её удивительный дебют в крупной прозе — это история о девочке, живущей в родном для неё, небольшом приграничном белорусском городке Браславе. Это роман одиночества и взросления. Автор рассказывает об ужасе быть не таким, как все, о непринятии матерью своего ребёнка, безмерной любви и тяжёлой потере, болезненных исторических эпизодах прошлого.

Тонкий, поэтичный, напевный текст звучит как нежное стихотворение о грусти без сожалений, о безусловной красоте, простой, как бабина ватрушка с творогом, как дедовы папиросы по двадцать две копейки пачка, как травяной сбор и яблоневый цвет, жизни, которую видишь особым взором, если знаешь, куда всматриваться. Девочка с голубыми глазами сидит в пропахшем пылью и тишиной книжном магазине и переворачивает страницы. Она уже не в Браславе, а в Валсарбе, городе-кладбище, где чувствуешь мёртвых под ногами. У неё есть особый дар: она видит «бывших людей», тех, кто когда‑то жил в её городе. Эти люди, большие и маленькие, русские, польские, еврейские, белорусские, — разные, но такие похожие в своей неприкаянности, эти бывшие люди называют ей свои имена и рассказывают ей свои истории, чтобы вернула им имена. Прекрасный роман об исторической памяти, семье и личной ответственности за прошлое, даже то, которое случилось до нашего рождения. Книга с документальной основой и очень неожиданным поворотом в финале.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.