02.07.2023 12:00

Всегда ли школа – территория психологической безопасности?

Об этом говорим с клиническим психологом Екатериной Пятковой
Pxhere ©

– Относиться к детям надо как к маленьким взрослым. Не унижать их достоинство и не принижать потребности, отодвигая в сторону, — говорит Екатерина Пяткова. — «Мало ли чего тебе там хочется…» «Потерпишь — не лопнешь!» «Подожди до переменки!» «Пойдёшь, когда я скажу!» А если ребёнок не дотерпит и оконфузится при всём классе? Буллинга не избежать. И как тогда ему учиться в этой школе дальше?

Мы не можем досконально знать все физиологические особенности другого человека. Даже если ребёнок «предположительно» хочет в туалет, а есть тревожные дети, которые, казалось бы, недавно были в туалете, но «именно сейчас» им тоже надо. И они искренне в это сами верят, ощущают потребность. Почему не поверить ребёнку и не отпустить? Школа — это ведь не карцер.

Под запретом

Бывает, что дети по состоянию здоровья вынуждены чаще пить воду. Или, например, дети с сахарным диабетом, которые должны как можно быстрее, не спрашивая и не дожидаясь «разрешения», съесть конфету, выпить что‑то сладкое, если чувствуют приближение состояния гипогликемии. Откладывать «до переменки» — угроза жизни.

В Приморье несколько лет назад произошла история, когда пятиклассник попросился в туалет на уроке, а учитель его не отпустил. У мальчика случилась диарея прямо в классе… Но его всё равно не отпустили. Так и сидел до звонка. Свою позицию педагог позже объяснила тем, что директор запретил отпускать детей во время уроков.

Есть какие‑то вещи, которые не нужно совершать, чтобы утверждать свою правоту. Мы просто должны оставаться людьми. Учитель — быть примером для своих учеников. А территория школы — территорией безопасности. Ведь речь о здоровье наших детей — как физическом, так и психическом.

Если организм в панике

Когда у ребёнка есть какие‑то особенности здоровья, родители тем более не должны этого замалчивать. Я знаю случай, когда от учителя скрыли, что у дочки эпилепсия. А потом, когда педагог растерялся, ещё и обвинили — «не оказал помощь».

Личные границы, безусловно, важны. Но если мой ребёнок четыре-пять часов находится в школе, то, возможно, мне тоже стоит приоткрыть какие‑то «тайны» для его же безопасности?

Психика у всех разная. И психическая травма — это то, что может выстрелить моментально, а может проявиться со временем. Эффект мухи, застывшей в янтаре. Ребёнок начинает «оттаивать» от пережитого, и его начинает «подёргивать». Опять же, дети могут не всегда сразу рассказать о том, что с ними произошло. Могут прийти домой как ни в чём не бывало, а через день-два или неделю «вспомнить», что их обидели в школе.

Если почва уже подготовлена — повышенная тревожность, мнительность, чувствительность — и тут случается какая‑то ситуация, усугубляющая положение, — происходит манифестация. Паническая атака — реакция организма на стресс.

Мозг в растерянности, не знает, как обработать эту информацию. Не понимает, как реагировать, и, словно куколку на ниточках, начинает дёргать весь организм — руки, ноги, сердце, «трудно дышать». Другими словами, паническая атака — паника организма.

Алгоритм безопасности

Пускать ситуацию на самотёк ни в коем случае нельзя. Если паническая атака уже была «поймана», а травмирующая ситуация осталась непроработанной, то велика вероятность, что ребёнок будет «ловить» паническую атаку снова. Необходимо пройти полное психологическое обследование. Найти внутренние ресурсы — сильные стороны ребёнка. И определить то, в чём он проваливается. Выйти на специалиста, который поможет здесь и сейчас. Потому что работать с прошлым, если оно уже обросло ложными воспоминаниями, намного сложнее.

В Архангельске, например, есть Центр психологической помощи детям «Надежда», который в том числе работает и дистанционно с семьями из Архангельской области.

Исходя из того, в какой ситуации ребёнок находится в данный момент — в воронке переживаний или вышел из травмы — подбираются методики. Работать надо и с родителями. Если мама, папа в стрессе, они не смогут вытянуть из стресса ребёнка.

К сожалению, многие позиции, как действовать учителю в той или иной ситуации, законодательно никак не прописаны и не отражены.

Каждый такой случай — новый кейс, который необходимо внимательно разбирать. И правила должны быть не в каждой школе свои, а общие, на которые можно было бы опираться и ссылаться. И тогда защищённость, безопасность будут чувствовать все — ученики, учителя, родители.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ