01.07.2023 09:00

Мультипликаторы «Союзмультфильма» – о том, удалось ли вырастить из педагогов Архангельской области режиссёров-мультипликаторов

Два с половиной месяца Елена Макаренко и Марина Горская, педагоги детского образовательного центра «СоюзМультКлуб» при легендарной киностудии «Союзмультфильм», в онлайн-формате обучали искусству мультипликации педагогов Архангельской области
Педагог Марина Соколенко вместе с детьми приступили к анимации: на экране ноутбука пластилиновая фигурка начинает двигаться
Педагоги с детьми попробовали свои силы в пластилиновой анимации
Ребята и педагоги держат в руках длинные полоски с картинками. Эту историю они создавали все вместе для одного большого мультфильма-панорамы
Мультипликаторы детского образовательного центра «СоюзМультКлуб» при «Союзмультфильме» Марина Горская (слева) и Елена Макаренко (справа) считают, что, работая с детьми, педагоги могут черпать много нового. Например, черты времени, которые выражаются в своеобразном юморе, мемах

Образовательный проект «Мультмастерская для руководителей детских студий анимации Архангельской области» – творческая инициатива VI кинофестиваля стран Арктики Arctic Open. Проект реализован благодаря двум грантам: Губернаторского центра Архангельской области и Президентского фонда культурных инициатив.

В прошлом номере мы рассказали, как обучение продолжилось уже в офлайне. На протяжении десяти дней на «Мультсмене» в культурно-ландшафтном парке «Голубино» семь педагогов из Архангельска, Мирного, Котласа, а также сёл Нижняя Тойма, Малодоры и Вознесенское продолжали практику у профессиональных мультипликаторов Елены Макаренко и Марины Горской. К ним на смену приехали двадцать четыре юных аниматора из разных уголков области. Педагоги-практиканты показали своё педагогическое и режиссёрское мастерство: за короткий промежуток времени они сумели превратить свои команды в мини-мультстудии и создать с детьми мультики в разных техниках. Для понимания: на производство одного мультфильма обычно уходит несколько месяцев, а тут всего десять дней!

Но и это ещё не всё. Елена и Марина со всеми участниками смены (а это больше тридцати человек. – Прим. ред.) создали большой мультфильм-панораму, посвящённый Северу. Мы расспросили мультипликаторов «Союзмультфильма», как им работалось на «Мультсмене» и какую оценку они ставят своим взрослым ученикам.

Две «палочки-выручалочки»

– Вы участвуете в различных фестивалях детской анимации, проводите выездные мастер-классы. «Мультсмена» Arctic Open отличается от подобных мероприятий?

Елена:

– «Мультсмена» значительно отличается и стала новым опытом. Здесь мы курировали не столько юных мультипликаторов, сколько их педагогов. Наша задача – не деформировать образ будущего мультфильма, а подсказать, что и как можно улучшить в работе мастерской. На начальном этапе разбирали готовые наработки, сценарии, создавали раскадровки, определялись с художественным решением. Были их палочкой-выручалочкой в технических вопросах. Наблюдали и вдохновляли.

– Масштабную задачу поставили организаторы проекта: вырастить педагогов – режиссёров и сценаристов, которые будут у себя на местах развивать детскую мультипликацию. Удалось ли вырастить таких спецов?

Елена:

– Начало положено! Команда учеников на первом этапе подобралась замечательная. Среди тех, кто только начал знакомство с искусством анимации, было немало педагогов с большим опытом работы в этой сфере. Таких мы старались раскрепостить, освободить от пут перфекционизма. Мы говорили о том, что в детской и подростковой анимации необязательно всё должно быть исполнено идеально с технической стороны, можно допускать шероховатости, оставлять или даже утрировать наивность повествования, изобразительную условность. Порой в мультфильмах очень сильно читается личность педагога, который вёл группу и видна степень его вмешательства.

Марина:

– Нужно сделать так, чтобы ребёнок не стал (думать и создавать. – Прим. ред.) как педагог. Раскрыть его потенциал, чтобы он мог свободно творить. Когда педагог ставит определённые задачи и строго следит за тем, чтобы их выполняли только так, как он видит, дети становятся инструментом, а педагог – режиссёром. Наша задача – раскрыть детей, посмотреть, какой у них потенциал и решения. Мы хотели внедрить это.

Елена:

– Работая с детьми, педагог может черпать много нового. Например, черты времени, которые выражаются и в своеобразном юморе, мемах.

Марина:

– Нам смешно то, что сейчас ребята будут как сухарь жевать! Дети могут привнести что‑то новое. Они очень хорошо работают с техникой. Для них зачастую прост монтаж. Мы привыкли работать в сложных профессиональных программах, и в них иногда нужно хитрым ходом сделать действие, а дети говорят: «У меня есть приложение для обрезания фона, я сейчас быстро сделаю». Может, будет не так чисто, но зато быстро. В рамках такой короткой творческой смены это помогает.

Концентрация анимационного опыта

– Как вы отметили, среди учеников были педагоги с большим опытом. Не ощущали ли вы с их стороны внутреннее сопротивление, ведь они уже сложившиеся мастера?

Елена:

– Каждый волен впитывать столько, сколько хочет и может. Мы старались найти подход к каждому. Порой, когда рассказываешь теорию или во время практики натыкаешься на сопротивление, хорошо бы понять, как мыслит человек, и тогда лучше всего у него самого спросить совета. Когда оппонент делится тем, как бы он решил эту задачу, важно внимательно слушать и анализировать сказанное, и тогда становится ясно, в какой форме можно подать информацию в следующий раз. Наверное, так.

Марина:

– Мне кажется, нам удалось раскрыть педагогов и сделать так, чтобы они смогли внедрить в свою работу наши идеи.

Педагоги здесь работали по два человека на команду. У всех разный уровень подготовки и опыт работы в техниках анимации, поэтому они могли черпать знания друг у друга. В то же время, когда нет опыта, педагог, как ребёнок, может предложить нестандартное решение. Таким образом руководители мультмастерских дополняли друг друга.

Елена:

– Почему полезна такая концентрация педагогов в одном месте? Потому что происходит обмен опытом, симбиоз. Есть очень профессиональные художники и постановщики, которые работают с пластилином, другие предпочитают перекладку или рисованную анимацию, третьи – ещё совсем новички и не обожжённые пресловутыми «дедлайнами» – фонтанируют идеями. Последних я особенно люблю в этой спайке. Они способны растормошить и зажечь тех, кто привык к размеренности. В подобных мастерских встречаются талантливые и пытливые умы, готовые экспериментировать, пробовать новое и делиться своими секретами, тайными наработками. Всё это они аккумулируют в опыт, разносят по миру, по своим студиям.

Марина:

– Когда мы ездим на выездные мероприятия и даём короткий мастер-класс, в основном используем технику «перекладка», так как понимаем, что в ней создавать мультфильм быстрее. А на «Мультсмене» педагоги из Котласа дерзнули делать кукольную анимацию!

Елена:

– Кукольная мультипликация – один из самых сложных и кропотливых видов анимации. Причём Светлана Скорнякова и Елена Коновалова (педагоги Котласского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями – Прим. ред.) впервые делали кукольную анимацию и справились великолепно. Они делали каркасы из проволоки, нашли на задворках строительный материал пеноплекс, на котором при помощи шпилек закрепляли персонажей. Сами куклы лёгкие, а ножки – жёсткие, чтобы вся конструкция держала нужную позу. Светлана и Елена не единственные экспериментаторы. Так, во время онлайн-обучения Татьяна Сенькова из Архангельска делала кукольный мультфильм, а на «Мультсмене» решила дерзнуть на полуобъемную пластилиновую анимацию. Получается, что все педагоги не побоялись пробовать что‑то новое. Качество мультфильмов потрясающее.

Меня впечатлило, как подбирались команды. Многие не знали друг друга. Нинель Артемьева и Марина Соколенко находятся на двух разных берегах, разделённых одной рекой, их мастерские друг напротив друга… И только в прошлом году благодаря Arctic Open они встретились и познакомились. Меня пленила фраза Марины, потрясающего скульптора, что по итогам мастерской она поняла, что и неидеальные работы можно выкладывать на всеобщее обозрение. Человек стал легче относиться к конечному результату, я видела, как она себя перебарывает. Нинель Артемьева – потрясающая, мудрая, мягкая. Трудясь в мастерской с Мариной, она больше узнала о работе с пластилином и хромакеем (если упрощённо, то это технология, позволяющая заменять зелёный фон на любой другой. – Прим. ред.).

Хочется отметить Карину Барынькину из Мирного, которая вообще не имела анимационного опыта и опыта работы с детьми. Она год назад окончила университет и сейчас работает педагогом дополнительного образования. Теперь Карина может табунами управлять. Она умеет найти контакт с детьми, создать рабочую обстановку и распределить роли, а это уже педагогическое мастерство. Не каждый педагог должен быть великим профессором, но он может взрастить великих профессоров.

Марина:

– Ольга Велютина из села Малодоры с Татьяной Сеньковой из Архангельска – прекрасный творческий союз. Абсолютно разные люди по характеру и психотипу, но тоже сложились как команда. Они не ограничивали детей в фантазиях. Создавали мультик на нескольких стеклянных ярусах, на стёклах. Им досталось под мастерскую самое сложное помещение с большими окнами. Во время работы нужно было правильно выстроить свет, чтобы не было бликов из‑за солнечного света. Но они в этих условиях умудрились создать с ребятами прекрасный мультфильм.

Сказочная мистерия, или творческий беспредел

– Как вы организовали работу более тридцати человек, которые должны были все вместе создать мультфильм-панораму?

Елена:

– В детстве моя мама ласково и любя говорила, входя в мою комнату: «Что у тебя за творческий беспорядок?!» Я ухватила как ребёнок и отвечала: «Мама, это мой творческий беспредел!» Так вот тут творился творческий беспредел. Мы создавали этот мультфильм практически в полной темноте, снизу светил световой стол, а поверх мы накладывали полупрозрачные листочки бумаги, закреплённые на одну ленту, сверху прикрывали листом кальки, который создавал определённый эффект размытия, тумана, грёз. Это была мистерия. Все быстро поняли, что от них требуется. Главные персонажи – тёмные, силуэтные, элементы фона цветные. Интересно наложение одного цвета на другой. Под конец я со смехом молила: «Горшочек, не вари!» А они не могли остановиться: продолжали приносить то бумажную ягодку, то цветочек, то деревце, а ещё бурундука и лошадь, у которой три хвоста. И это ещё нужно анимировать! У нас оставалось очень много не отснятых кусочков панорам, и ребята в свободное время, вместо того чтобы отдохнуть и повеселиться, приходили и настаивали на том, что хотят снимать. Даже в пол-одиннадцатого вечера заглядывали к нам в комнату: «Пойдём снимать! Когда панораму? Позовите нас!» Их захватил процесс!

Марина:

– Это дети, которые хотят заниматься, они мотивированы, им интересно. Потому что если бы это был мастер-класс, на который пришло бы столько же детей на каком‑то другом мероприятии, то задача стояла бы другая…

Елена:

– Мультфильм-панорама задумывался не как сюжетная история, а как визуальная колыбельная. Народная песня «Ой да загудели сизые голуби» в исполнении Кирилла Богомилова дополнила ощущение, которого мы хотели добиться.

Марина:

– Мы не создавали рамок: можно было пустить процесс на самотёк. Единственное, что мы просили, – соблюдать тему Севера. Но здесь всё равно было где разгуляться: северные животные, деревья… Здоровенного комара нарисовала Татьяна Сенькова (педагог Ломоносовского дома детского творчества. – Прим. ред.). Педагоги тоже участвовали, так как это был общий проект.

Панорама – это техническая задача. Каждый кадр продвигается по полсантиметра вперёд, двенадцать кадров в секунду. Вот этой скорости добивались. Панорама часто внедрена в сюжетную линию мультфильмов. Наша задача – в игре научить сухой нотной грамоте.

– Вы чувствуете удовлетворение от полученного результата?

Марина:

– На сто процентов! Первые два дня мы наблюдали за занятиями. На третий заходим к командам, а у них всё налажено. Погружаться в атмосферу групп было приятно. Видишь, что все как часы работают, а главное – дети получают удовольствие.

Елена:

– Безусловно, мы довольны итогами смены. Часто во время занятий мы слышали от педагогов те слова, которые мы им сами говорили на протяжении онлайн-обучения. Видели: вот здесь они почерпнули знания из Марининых вебинаров, а здесь из моих. Для нас как для наставников ценно то, что мы полезны. Работать с такими учениками нам очень понравилось, ведь интересуются этой профессией люди любопытные. Мы, мультипликаторы, подмечаем мельчайшие детали. Например, как капелька дождя силится оторваться от веточки, вытягивается в полёте, играет массой, стукается о воду, расплющиваясь, вызывает микроцунами, как круги расходятся в сторону… Наши ученики – педагоги и режиссёры мультстудий – такие же ищущие, мыслящие, наблюдающие, изучающие и радушные люди, которые хотят делиться. Это люди отдающие.

«Из мультиков невозможно вырасти!»

Нина Хаюстова, опытный мультипликатор. Вот уже три года она занимается анимацией в студии «Солнышко» в «Северном Кванториуме» в Северодвинске. В её творческой копилке уже шесть мультфильмов.

– Я уже пробовала делать мультики в ЗD, в плоскостной анимации из пластилина и бумаги. Пиксиляцию пробовала. Ещё делали мультики из осенних листьев и веточек. Самый классный мой мультик – из лего про пожар. Я его сделала для участия в конкурсе и даже не ожидала, что завоюю 1-е место, а потом и в других конкурсах тоже заняла места. Думаю, как круто получилось.

Ещё я веду блог на YouTube, он посвящён моей игрушке – уточке Фан-Фан. Я делаю ей маленькие игрушки, канцелярию, какие‑нибудь вещи. Снимаю, как она ходит на прогулку.

Когда мы все вместе делали мультфильм-панораму, в нём была миленькая собачка. Теперь я хочу снять сериал про собаку-барабаку, как она из рисунка появляется и везде бродит.

Как рождается мультик? Сначала пишем сценарий, затем нужно сделать раскадровку – это небольшие сценки, маленькие рисуночки, на которых изображено, что будет делать персонаж. После этого делаем героев, рисуем фоны, детали и начинаем снимать. Ставим персонажа, наводим на него фокус и из кадра в кадр его по чуть‑чуть двигаем…

Мне больше всего нравится придумывать историю и снимать, а вот рисовать фоны – нет. Хочется побыстрее всё сделать, чтобы картинка уже была. Пожалуй, монтировать и накладывать звук – тоже не очень.

Я люблю фантастические истории или про животных. Ещё нравятся душевные, для сердца… Мультики не только для развлечения нужны, но ещё чтобы научить детей чему‑то хорошему, объяснить, как хорошо, а как плохо. Показать трогательную историю, которая душу задевает. Одни из моих любимых мультфильмов для души – «Варежка» и «Тёплая звезда». Из мультфильмов невозможно вырасти. Я и в старости буду мультики смотреть.

Егор Цивилев, два года занимается в студии «Саквояж» в Соломбальском доме детского творчества.

– В студии мы делаем пластилиновую анимацию, обычную «перекладку». В этом году занимались компьютерной анимацией. На «Мультсмене» впервые делал кукольную анимацию. Мне больше нравится компьютерная. В перекладке ты всё равно ограничен, потому что персонаж не может сделать любые движения. В пластилиновой можно, но если там со светом что‑то не так или с фоном, тоже есть ограничения. В кукольной тоже есть ограничения. А в компьютерной можно делать всё что угодно!

Чтобы я создал, будь у меня деньги и оборудование? Сложный вопрос. Про динозавров бы мультсериал делал. Их можно очеловечить, через них рассказать о своих чувствах, никого при этом не задев. Ну и выглядят они прикольно!

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна ЕВГРАФОВА