Насколько за эти два с половиной месяца поменялись представления о театре, совпали ли ожидания зрителя с реальностью директора? С этого вопроса мы и решили начать наш разговор.
— Пожалуй, у меня не было никаких ожиданий. Я долгое время работала в министерстве культуры, достаточно часто исполняла обязанности министра, девять месяцев работала единственным заместителем, курировала и туризм, и культуру. При мне стартовала масштабная реконструкция здания театра….
Поэтому я знала, что здесь происходит, какие процессы идут. Имела достаточно четкое представление, как функционирует театр. То есть не со стороны, а изнутри знала его работу. Так что нельзя сказать, что меня что-то удивило.
Кроме, пожалуй, одного момента. Театр — это серьезный и совершенный механизм, любая постановка это очень технологичный процесс, в котором задействован буквально каждый сотрудник. Деятельность производственных площадок, создание декораций — вот эти моменты были для меня удивительны. Потому что прежде в эти вопросы я не погружалась.
— Знаю, что для участия в конкурсе на должность директора вы готовили концепцию развития театра. На сегодняшний день, спустя два месяца, она остается неизменной или требует корректировки?
— Точнее будет сказать, что я готовила не концепцию, а основные направления, задачи, которые предстояло решить в качестве директора. И да, по большому счету они не изменились. Вопросы кадрового обеспечения, имиджевой составляющей, вопросы открытости учреждения. Вот на эти вопросы и предстоит найти ответы.
Скажем, нужна ли масштабная рекламная кампания театру? У нас два небольших, камерных зала, один на 208 мест, а второй — на 122. И как правило, они всегда полностью заполнены.
А вот чего не хватает — так это информации о наших артистах, о работниках театра. Надо больше рассказывать о людях.
Хотя, именно «Правда Севера» про наших артистов много и профессионально рассказывает. За это вам большое спасибо.
Но далеко не все жители области знают, что у театра две «Золотые маски», что в театре служит народная артистка России. И это наша самая большая ценность….
— Люди?
— Да, люди.
— И все же, что для вас важно, как для директора театра? Репертуар, доходы, идеология? На чем, на ваш взгляд, должен сосредоточиться директор театра?
— Давайте я так отвечу: у меня, как у руководителя, задача одна — чтобы все процессы шли в тесном взаимодействии и на самом высоком уровне.
В нашем театре прекрасный художественный руководитель, очень строгий художественный совет. Без их вердикта начало работы над постановкой не возможно в принципе. Если угодно, это можно назвать «творческой цензурой». Контроль за качеством очень строгий.
И уж если худсовет принимает постановку — значит, все практически идеально.
В том числе и за счет внимания к мелочам.
Например, последний спектакль, который мы выпустили — «Подарок для мамы». Он расcчитан на малышей. И к этому спектаклю были специально напечатаны раскраски — чтобы ребенок после спектакля мог взять, раскрасить и сделать подарок для своей мамы.
Если хотите — да, это идеологическая составляющая, но в ее основе лежит педагогика. В нашем театре, кстати, очень сильный педагогический состав. Это направление возглавляет Марина Владимировна Мельницкая, всем хорошо известная, как тетенька с колокольчиком.
Есть и другая, достаточно болезненная тема: люди забывают, по большому счету, что такое театр. Они могут прийти сюда в бейсболке, в джинсах. Что, на наш взгляд, не совсем правильно.
— Очень тонкая материя, но не могу ее обойти стороной — взаимоотношения с художественным руководителем театра, Дмитрием Лоховым… Как они складываются?
— Прекрасно. Он сейчас полностью погружен в репетиции спектакля «Хамлет». Кстати, лауреата премии «Золотая маска».
А административные вопросы, которых очень много, я полностью взяла на себя. Считаю, что нет смысла погружать творческого человека в нормативную базу, посвященную, например, специфики организации пожарной безопасности. Конечно, правила безопасности знают все в театре, но, например, ведение документации по этому и другим административным вопросам я замыкаю на себе.
— Продолжая разговор о людях. По слухам, вы стараетесь с каждым сотрудником знакомится лично, индивидуально. Но в театре кукол работает более ста человек. Реально ли придерживаться этого принципа?
— Да, это непросто. Но я уже встречалась со всеми артистами, с руководителями отделов. С сотрудниками постановочной части была общая встреча. В театре достаточно большой коллектив.
Как правило, когда индивидуально общаешься с человеком, он раскрывается. Рассказывает о том, что в действительности его беспокоит.
Я вижу, что люди любят театр и желают, чтобы он развивался.
Соответственно, у меня складывается общая картинка. Своеобразная социология — понимаешь, что людей волнует в первую очередь.
— Давний и бесконечный спор. Но хотелось бы и вашу точку зрения услышать: театр кукол — это для детей или для взрослых?
— В рамках государственного задания, которое дано театру, не менее 90 процентов репертуара должно быть направлено на детскую аудиторию. Соответственно, десять процентов — на взрослую.
Но у нас есть спектакли категории «12+». Они подходят для детской аудитории, но это интересно и взрослым.
— Ну, соотношение 90 к 10 — достаточно формальное.
— Да. У нас есть прекрасные спектакли для подростков, мы приглашаем на такие спектакли подростков вместе с родителями.
— Хорошо. Моему сыну 17 лет, что бы ему посоветовали посмотреть в театре кукол?
— Обязательно — спектакль «И память нам покоя не дает…». Это премьера сезона. Мы планируем его показывать ежегодно, в мае.
Так вот, через этот спектакль ты понимаешь, чем и как жили простые люди в военное время.
В конце спектакля артисты выходят и рассказывают о страшных цифрах, сколько наших людей погибло во время войны… И в этот момент зрители встают.
Мы этого не планировали, не просчитывали! Но каждый раз, на каждом показе этого спектакля люди встают. И выходят со слезами на глазах.
Я считаю, что как раз подростки через этот спектакль могут прочувствовать ту боль, которую прожили их родные в военные годы.
— Давайте продолжим о молодежи. Два года назад был запущен проект «Пушкинская карта». Участвует ли в проекте театр кукол и помогает ли «Пушкинская карта» привлекать молодежную аудиторию?
— Очень помогает. Говорю это и как директор театра, и как многодетная мама. Для моих детей, «Пушкинская карта» — это спасение.
Пожалуй, не только для моих. Потому что благодаря этой карте ребята могут посещать мероприятия, на что не всегда родители готовы выделить деньги.
Например, в нашем театре, за творческий сезон, с сентября по июнь, было приобретено по «Пушкинской карте» более 500 билетов.
Мы очень строго отслеживаем, кто приходит, проверяем документ. В основном, приходят подростки на взрослые спектакли. Но бывает, что приходят со своим младшими братьями и сестрами.
— Действительно, не плохой вариант для семьи — родители вечно заняты, а так можно со старшим ребенком отправить младших.
— Да. Поэтому «Пушкинская карта» для нас, в том числе, возможность приобщить ту часть населения, молодежь, которая раньше в театре не бывала. Это, опять же, не финансовый вопрос, а именно привлечение аудитории.
Кстати говоря, наш театр в июне проводил акцию «Многодетным — бесплатно». И мы увидели огромный спрос, огромное желание большими семьями прийти в театр.
В итоге решили, что будем такую акцию проводить ежегодно. Как показала практика, все-таки многодетным родителям сложно финансово приводить всю семью в театр на спектакли. А это акция такую возможность дает.
— В новом сезоне сохранятся традиции приглашать артистов или режиссеров из других городов?
— Обязательно сохранится. Но при согласовании с художественным руководителем. Дмитрий Александровичем в этом вопросе играет главную роль, решение за ним.
— Опять же, о новом сезоне — вы готовы сотрудничать с другими учреждениями культуры, не важно, государственными, муниципальными, частными?
— Это сотрудничество уже идет. Например, спектакль «Ух ты, пряник» ставился в музее Писахова.
Безусловно, эту практику будем продолжать. С коллегами мы просто обязаны поддерживать коммуникации, активно взаимодействовать.
— Возможно ли в принципе ситуация, когда на сцене театра кукол может выступать другой коллектив, другая труппа? Или своя сцена — только для своих?
— Вообще, возможно все. Но надо учитывать возможности нашей сцены. Наши залы адаптированы под кукол, они достаточно камерные. И они, как правило, всегда заняты — репетициями и спектаклями, либо установкой декораций.
А репетировать надо обязательно на сцене — только тогда артист понимает, как двигаться, что делать. Другие площадки в ходе репетиционного процесса не дают таких пространственных возможностей.
Да, мы будем рассматривать возможность приглашения других артистов, например, на условиях аренды, но только в том случае, если есть свободное время и площадки не заняты.
То есть, без ущерба основной деятельности театра.
Сейчас будем взаимодействовать с молодежным театром, в их здании начинаются ремонтные работы. Поэтому договорились с ними, один или два дня в неделю они смогут на нашей площадке проводить свои мероприятия.
— Театру исполнилось 90 лет. Известно, что празднование — в начале сезона. Планы по празднованию юбилея уже есть?
— Пока рано раскрывать все подробности. Но будет интересно — и нашим зрителям, и нашим артистам. Постараемся в праздничную неделю показать самые разные постановки.
— О своем назначении в театр вы сказали: «Есть предложения, от которых не отказываются». Если помечтать, от какого еще предложения вы бы не отказались? Если пофантазировать?
— На данный момент от всех других предложений я бы уже отказалась. Не нужно прыгать с места на места, нужно отрабатывать планомерно, погружаясь в суть вопросов. Потому что и для самого учреждения смена руководства — это стресс.
Считаю, что должна быть стабильность. Опять же, в театре кукол люди работают со школьной скамьи и до глубоко пенсионного возраста. Есть люди, которые отдали театру по 50 лет. И это не единичные примеры. И многие годы театром руководил Владимир Михайлович Морозов.
А сейчас я пришла. Идет период адаптации: меня узнают, я погружаюсь в традиции театра.
Поэтому сейчас куда-то переходить будет неправильно. Нужно вкладывать себя, свои знания и умения в то, что тебе доверили.
— Нашел одно из первых ваших интервью. Там вы говорите: «Считаю, что ничего невозможного нет. Просто надо идти к цели. Хоть маленькими шажками, но идти. Главное — есть желание и коллектив единомышленников». С тех пор прошло десять лет. Изменился этот принцип?
— Нет. Я и сейчас под этими словами подпишусь. Честно говоря, это мой девиз. А команда — это самое главное. Если будет команда, то можно объять необъятное и сделать невозможное.