25.06.2023 14:40

Актриса архангельского театра кукол Галина Ястребова отмечает юбилей

Нынешним летом заслуженная артистка России также отметит 55 лет работы в театре

Зрители её знают не только как актрису кукольного театра, но и как Бабушку Галину, которая уже десятки лет рассказывает детям сказки — сначала по местному телеканалу, а теперь в интернет-сетях. Дети и бывшие дети помнят её уютный чепчик и неподражаемый голос с тёплой «домашней» интонацией.

В своё время Галина Ястребова приехала в Архангельск из родной Ивановской области, чтобы поступить в мединститут.

– У меня в Архангельске жили родственники, вот я и приехала, — рассказывает Галина Анатольевна. — В школе тогда давали зачатки какой‑то профессии, у нас было сестринское дело, кроме того, мои две тётушки были врачами. И я устроилась работать в больницу.

– А как вы оказались в театре кукол?

– Пришла по объявлению, что, мол, набираются актёры во вспомогательный состав театра. Со мной в компании был ещё один поступавший — Дмитрий Лохов, ныне художественный руководитель нашего театра.

Медицинской сестры из Галины Ястребовой не вышло, но, так сказать, актриса милосердия получилась точно. Около 30 лет Архангельский театр кукол сотрудничает с областной детской больницей и приезжает к детям с выездными спектаклями. Галина Анатольевна в этих акциях активно участвует, например, в День защиты детей, прошедший 1 июня, она показывала детям в актовом зале больницы сказку «Три поросёнка».

– Дело давнее, столько лет прошло, но не могу забыть одного мальчика, больного онкологией, — вспоминает актриса. — Рада, что он улыбнулся мне, когда я к нему подошла с куклой. Он был так болен, что я чуть не заплакала, глядя на него. А мне‑то ведь нельзя было показывать эмоций…

– Что для вас было самое приятное, когда вы были начинающей актрисой?

– Мне очень нравилось ездить летом с гастролями в область, — продолжает Галина Ястребова. — Едешь на пароходе по Северной Двине в Котлас, красота же! Пристанем в какой‑нибудь деревне часа в три ночи, а уж бабушки картошку с квашеной капустой несут нас кормить: артисты приехали!.. А в начале 1970‑х первый раз поехали на гастроли далеко — в Херсон. Нас там очень хорошо встречали и, кстати, тоже угощали — помидорами и вишнями, которых на Севере в магазинах тогда не было.

– Не просто же так вы пришли в театр по объявлению. Какие‑то предпосылки «идти в артистки» у вас были?

– Наверное, первые игровые моменты преподал папа. Он приходил с работы и вытаскивал из кармана колобки, которые, как я потом поняла, покупал в фабричной столовой. Он говорил: это лисичка тебе, доченька, передала. Я уже понимала, что никакая не лисичка, но игру принимала, потому что мне была приятна папина забота. И потом, мы в те времена слушали радио, и оказалось, мы услышали очень много, например, сказки, которые читал народный артист РСФСР Николай Литвинов, один из ведущих мастеров художественного слова.

Кроме того, в наш городок Южу приезжал Ивановский кукольный театр с гастролями. До сих пор помню их спектакль «Звёздный мальчик» по Оскару Уайльду. Вот как‑то так постепенно сложилось…

– А в театре у кого учились?

– У всех понемногу. Например, у режиссёра Ивана Васильевича Семёнова, у актрис Нины Будиловой, Розы Блейхер, Елизаветы Фурковой. Иван Васильевич нам, тогда начинающим актёрам, показывал мизансцены и подсказывал, как куда идти за ширмой и ещё много актёрских «штучек», а ведь он был фронтовиком и нога у него была повреждена, он хромал — но не мог усидеть на месте.

– У вас была любимая роль?

– Наверное, Мачеха в спектакле «Золушка». Это после‑то Раневской в фильме — попробуй сыграй!.. Поначалу роль никак не давалась, я даже плакала. И дома делать ничего не могла, всё о роли думала — но ничего не придумывалось. А потом вдруг заметила — у куклы верхние зубы немного вперёд торчат. А это значит что? Что Мачеха шепелявит. «Золуфка! Ну куда ты подевалафь, нефнофная девфёнка!» Попробовала — и сразу всё на места встало, и голос, и интонация нашлись. Такое счастье было, на спектакль бежала как на праздник…

А в «Военной тайне» я играла в разных составах роли Мальчиша-Кибальчиша и Плохиша, обе мне очень нравились. Мне дали премию Архангельского комсомола за роль Кибальчиша. За Плохиша бы не дали…

– А знаменитую Бабушку Галину вы сами придумали?

– К этому образу приложили руку и художественный руководитель театра Дмитрий Лохов, и наш театральный педагог Марина Мельницкая, и режиссёр архангельского телевидения Виталий Галилюк. Началось с того, что в День города у нас было представление у Добролюбовки, мы там специально балаган построили. И пока зрители собирались, я сидела в старинном кресле возле балагана и читала детям сказки. Меня ещё часто спрашивают, мол, наряд сами придумали? Да это всё из подбора поначалу было, никто же не думал, что этот образ так надолго приживётся, так понравится зрителям…

– Говорят, в 1990‑е годы на телевидение приходили мешки писем, адресованных Бабушке Галине.

– Я их все храню и берегу. Иногда перечитываю. В них — эпоха, например, одна женщина из глубинки писала, что вот завтра детям в школу идти, а денег нет, муж пьяный валяется, жизнь тяжела неимоверно, но у неё есть отдушина — сказки Бабушки Галины по телевизору. А ещё дети придумывали сказки и присылали мне, и я — Бабушка Галина — читала их с экрана телевизора.

– У вас столько было запоминающихся образов помимо Бабушки Галины — Мадам Тюрлюрлю, Свинка Матильда. А была какая‑то трагическая роль?

– Была. Бабушка Кофта в спектакле Дмитрия Лохова «Ленинградская сказка», который он поставил по мотивам дневника Тани Савичевой, девочки из блокадного Ленинграда. Это была кофта уже погибшей бабушки, которая пыталась помочь одинокой умирающей маленькой Девочке, говорила с ней, рассказывала сказку. Роль‑то на пять минут, а играть её было очень тяжело. Но я очень любила эту роль.

– Ваши ожидания и представления об актёрской профессии совпали?

– Скажу так: актёрская профессия — это очень тяжело. То, чего ты хочешь, можешь никогда не получить. Профессия очень зависима — от режиссёра, от художника, от партнёров по сцене, от куклы и даже от того, как сидит на тебе костюм… А ещё время меняется. Когда я пришла работать, был один театр, сейчас — другой.

– Вы больше полвека в театре, что можете сказать о молодых актёрах?

– Все, кто к нам пришли и остались в театре, — замечательные. И нынешняя театральная молодёжь мне очень нравится. Видели, как они сыграли спектакль-концерт «И память нам покоя не даёт…»? Материал, конечно, больной, прямо сердце саднит… я плакала. Я им, молодым актёрам, так и сказала после премьеры: вы такие молодцы, но я к вам больше на этот спектакль не приду…

Закончила разговор Галина Анатольевна главным: «Для меня, нас — актёров, — театр и раньше, и теперь — это первый дом, второй — там, где мы ночуем».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА