18.06.2023 11:00

Абрамцево. Ответный визит

Посетив осенью прошлого года выставку «Абрамцево. В поисках русского стиля» в Архангельске, младшая дочь загадала на Новый год желание увидеть «место силы» русских художников. В мае её желание исполнилось
Фото автора
С этого ракурса Валентин Серов писал картину «Девочка с персиками». На прежнем месте – «детали» картины: декоративная тарелка, фигурка гренадера и стол, за которым сидела, позируя художнику по многу дней, дочь Саввы Мамонтова Вера
Этот сказочный теремок изначально строился при Савве Мамонтове как баня. Сейчас в нём выставлены предметы быта и резная мебель
Самая необычная из «врубельских» печей – печь-лежанка с головой льва, на которой любили греться все дети семьи Мамонтовых
Церковь Спаса Нерукотворного – образец русского модерна и творческого вдохновения
В Красной гостиной – картина с изображением повзрослевшей Веры кисти Виктора Васнецова

Про Абрамцево, благодаря архангельской выставке, мы уже кое‑что знали. «Художественный период» этой небольшой подмосковной усадьбы начался с покупкой Абрамцева семьёй Аксаковых и приобрёл размах уже при новом владельце — крупном промышленнике и меценате с душой художника Савве Мамонтове. Он увлекался живописью, музыкой, скульптурой и после поездки в Италию мечтал возродить русское искусство. В его имении подолгу жили и работали известные художники того времени — Василий Поленов, Виктор Васнецов, Илья Репин, Михаил Врубель.

Абрамцево находится в 60 км от Москвы, но добраться до него нетрудно: час езды на электричке и потом минут десять на маршрутном такси. Паузы в расписаниях небольшие, поэтому ожидание не утомляет. Пока едем от железнодорожной станции в сторону музея-заповедника, рассматриваем придорожные баннеры с репродукциями картин, созданных художниками в Абрамцеве. Проезжаем и мимо современного здания культурного центра, который носит имя жены Саввы Мамонтова — Елизаветы.

Свидание с классикой

Музей-заповедник встречает нас громкими птичьими голосами, многие из которых мы слышим впервые. Второе, что сразу обращает на себя внимание, — это ухоженный парк со строгой геометрией дорожек, которые плавно переходят в аллеи или в лес, смотря в какую сторону идти. Чуть позже, на экскурсии, мы узнаём, что парк в Абрамцеве появился ещё в XVIII веке благодаря его владельцу — представителю старинного рода Фёдору Головину.

Украшение парка — богатырский старый дуб, который растёт напротив главного усадебного дома. Он вдохновил Виктора Васнецова на написание «Трёх богатырей». Говорят, что этот самый дуб изображён и на картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

В Абрамцеве можно просто погулять по парку, что, кстати, делают молодые родители с колясками, или выбрать для посещения какую‑то отдельную мастерскую или главный гостевой дом, а можно купить и комплексный билет. Нам хотелось увидеть всё. Начать мы решили с главного усадебного дома. Экскурсии по нему проводятся строго по расписанию, и свободного посещения не предусмотрено.

История и традиции

Первая часть экскурсии посвящена семье Аксаковых, которые приобрели усадьбу, чтобы отдохнуть от московской суеты. Переходя из комнаты в комнату, мы рассматриваем старинные интерьеры с большим количеством фотографий и картин и слушаем о любви Аксаковых к русскому языку, что исключало звучание в доме французской речи, о любви к детям, благодаря которой они выросли замечательными и одарёнными людьми. И о том, как можно начать писать книги почти в 50 лет и подарить миру сказку об Аленьком цветочке. Гостеприимство семьи Аксаковых — это отдельная тема. Экскурсовод рассказывает о госте усадьбы Николае Гоголе, у которого в Абрамцеве была собственная комната, и который здесь читал перед слушателями второй том «Мёртвых душ», в дальнейшем сожжённый.

Спустя время усадьбу у наследников Сергея Аксакова покупает промышленник Савва Мамонтов. И похоже, что вместе с домом он получает и атмосферу Абрамцева со своими традициями, любовью к творчеству и общением с близкими по духу людьми. И потом преумножает это.

Дом-сокровищница

Надо сказать, что обстановка усадьбы скромная, главное её богатство — в произведениях искусства. Кроме фотографий и личных вещей, это большие коллекции картин, многие из которых хорошо известны, эскизы, скульптурные композиции, керамика, резная деревянная мебель… Пока наша группа рассматривает эскизы к картине Виктора Васнецова «Алёнушка», экскурсовод рассказывает легенду о том, как девушка, которая позировала для картины, в дальнейшем удачно вышла замуж. А вот для самого художника это обернулось избыточным вниманием со стороны деревенских девушек. Они, завидя художника, ходили за ним по пятам в надежде повторить счастливую судьбу их сверстницы.

От изразцовых «врубельских» печей в усадьбе невозможно оторвать глаз. Это просто какая‑то магия. Чувствуется, что керамика была страстью Михаила Врубеля. Все печи разные, с разными сюжетами и орнаментами, самая необычная из них — с головой льва. Рассказывают, что именно здесь образ ливийского льва появился впервые, потом он будет не раз повторяться и изменяться. Например, похожие маски львов можно увидеть во «врубельском» зале Третьяковки. Здесь же, в усадебном доме, лев словно лежит на печи и одновременно служит лежанкой. Говорят, на ней любили греться все дети семьи Мамонтовых. Ну, а мы любуемся со стороны — трогать в усадьбе ничего нельзя.

В столовой центром притяжения становится картина Валентина Серова «Девочка с персиками», точнее, её копия. Оригинал хранится в Третьяковской галерее. Экскурсовод не только рассказывает, как здесь шла работа над картиной, но и показывает место, где сидела старшая дочь Саввы Мамонтова Вера, позируя художнику. «Детали» с картины до сих пор на своих местах: на стене висит декоративная тарелка, а в углу стоит фигурка гренадера.

Для посетителей Вера Мамонтова больше известна как «девочка с персиками», но художники, жившие в усадьбе, называли её «Абрамцевской богиней». Этот образ передал Виктор Васнецов, написав портрет Веры, когда ей исполнился 21 год. Картина находится в Красной гостиной, самой красивой и когда‑то самой шумной комнате.

Здесь же находятся портреты и других членов семьи Мамонтовых. Среди них — портрет сына Саввы Мамонтова Андрея. Его выразительная внешность запечатлена Виктором Васнецовым в образе Алёши Поповича на картине «Три богатыря».

Портрет Саввы Мамонтова в Красной гостиной самому промышленнику не очень нравился из‑за выражения лица. Но Илью Репина, автора портрета, он не винил, а сетовал, что, мол, впредь надо следить за собой. Кстати, позировал Савва Мамонтов Илье Репину всего по 15 минут в день, в утренние часы, перед перед тем как отправиться по делам в Москву.

А вот самый необычный экспонат в Красной гостиной — синяя скатерть на овальном столе с вышитыми автографами знаменитых гостей усадьбы. Их вышивали дочери Саввы Мамонтова поверх надписей, что оставляли гости.

Вообще, рассмотреть всё, пока идёт экскурсия, просто невозможно: слишком мало времени и слишком много впечатлений одновременно. Уже потом я прочитала на сайте музея, что в Абрамцеве насчитывается 25 тысяч экспонатов.

Сказочные терема

Кроме главного усадебного дома, в Абрамцеве можно посетить ещё несколько небольших построек, ставших музеями. Две из них фотографируют все посетители усадьбы, настолько они необычны и сказочны. Первая — студия-мастерская — украшена резным декором с мотивами, которые были популярны в крестьянской вышивке в XIX веке. Вторая — настоящий сказочный теремок — при Савве Мамонтове строилась как баня. Сейчас в этих чудо-домиках расположены небольшие музейные экспозиции: в бане-теремке можно увидеть мебель и предметы быта, выполненные по эскизам художников, которые работали в Абрамцеве. В студии-мастерской — постоянная выставка работ Михаила Врубеля.

Удивительно, насколько хорошо сохранилась усадьба, особенно если учесть тот факт, что из 100 дворянских и помещичьих усадеб в округе остались только две: усадьба Саввы Мамонтова и усадьба Мураново имени Фёдора Тютчева. Здесь и счастливое стечение обстоятельств, и воля людей, которые в очень непростые первые десятилетия XX века смогли сберечь уже ставшую на тот момент музеем усадьбу. Ну и конечно, музею-заповеднику Абрамцево повезло, что его первым директором в 1917 году стала дочь Саввы Мамонтова Александра.

И сегодня Абрамцево туристы любят: только в будние дни музей посещает около 500 человек, в выходные — в разы больше. Но места хватает всем, при этом нет суеты и спешки. Такое ощущение, что состояние безмятежности передаётся всем, кто сюда приезжает: гости усадьбы гуляют размеренно и неторопливо, очарованные здешней красотой. Роскошные аллеи и пруды с резными мостиками пользуются не меньшей популярностью, чем местные выставки.

Храм искусств

Небольшая церковь Спаса Нерукотворного как будто прячется в глубине парка, но так или иначе все дорожки ведут к ней. И скорее всего, это неслучайно.

В описаниях говорится, что церковь стилизована под старину и считается первым памятником русского модерна. Выглядит она изящно, нарядно и немного сказочно. Вообще, это неудивительно для Абрамцева. Сказка здесь ощущается почти везде благодаря художнику-сказочнику Виктору Васнецову и Михаилу Врубелю. Но вернёмся к церкви. Для её строительства за основу были взяты образцы древних русских соборов и стилизованы Василием Поленовым и Виктором Васнецовым. Участие в строительстве принимали почти все жители усадьбы. Вдохновение всех, кто работал над созданием церкви, Васнецов сравнивал с атмосферой эпохи Возрождения.

Внутри церкви скромно и в то же время необычно: клиросы расписаны цветами и бабочками, на мозаичном полу распускается сказочный цветок… Со стен смотрят ангелы, и в них угадываются черты детей Мамонтовых, портреты которых мы видели в главном усадебном доме. Да и лики святых на иконах больше похожи на обычных людей. Сотрудницы музея, которые готовятся к богослужению по Сергею Аксакову (оказывается, в памятные для Абрамцева даты в церкви проводятся службы, в остальное время церковь посещают как музейное пространство. — Прим. авт.), говорят, что это авторские иконы: Спаса написал Илья Репин, а Богоматерь — Виктор Васнецов, и за основу были взяты образы реальных людей из окружения художников.

Незаметно разговор переходит к семье Мамонтовых, причём рассказывают о них так, как обычно говорят об очень близких людях. Показывают фотографии потомков и рассказывают об их судьбах… Хочется слушать и слушать, но музей вот-вот закроется, да и нам пора в обратный путь.

Продолжение истории

Впечатлений от проведённого в Абрамцеве дня много, но самое сильное — это восхищение невероятной творческой энергией, результаты которой хранит музей-заповедник. И, конечно, благодарность человеку, который обладал даром собирать вокруг себя талантливых людей.

Дочь Арина, вдохновитель поездки в Абрамцево, была счастлива, что там побывала. И сказала, что ей особенно понравились этюды и зарисовки художников. На одной из них — Репин, играющий в городки с детьми. И её интерес понятен — ведь она ученица художественной школы.

А ещё оказалось, что усадьба Абрамцево действует не только как музей: независимо от времени года в ней проводятся спектакли, мастер-классы, выставки и встречи с художниками, пленэры и концерты. Новые поколения мастеров готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени Виктора Васнецова. Творческая история Абрамцева продолжается. И это замечательно.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.