12.06.2023 11:00

Закон и мы: потерянные и забитые

Эти уголовные дела объединяет то, что жертвами стали женщины, страдавшие от насилия и жестокости
Фото Павла Семёнова

А окружающие оставались равнодушными, они предпочитали отстраниться и не вмешиваться, наблюдая за тем, как рядом с ними избивают и унижают беспомощного человека.

«Следы крови вели с первого этажа… до пятого»

Так вспоминала своё возвращение домой в конце апреля 2022 года соседка осуждённого. Она отметила, что лишь перед его дверью в коридоре следы прерывались, линолеум был начисто отмыт.

Затем начались майские праздники, последние в жизни жертвы.

Её судьба надломилась ещё в детстве. Отца и мать лишили родительских прав. Её и брата поместили в разные интернатные учреждения. Брат отмечает, что связь с ними прерывалась уже с тех лет. Он знал, что сестра отлично учится, она общительна, успешна, увлекается спортом.

Но подростковый кризис преодолеть не получилось: учёба увлекала не так, как прогулки со сверстниками и спиртное. Позже к ним добавились наркотики. Помочь не оступиться, преодолеть трудности было некому. Вчерашняя школьница пробовала учиться дальше, найти работу. Но в итоге уехала в другой регион, вместе с сожителем употребляла наркотики, была осуждена, направлена в колонию.

После освобождения планировала вернуться в родной городок на юге области или поехать в Северодвинск, где когда‑то училась по окончании школы. В итоге оказалась в Архангельске.

По показаниям соседей её сожителя, весной они узнали, что у молодого человека проживает девушка. Худенькая, всегда очень тихая, стремившаяся остаться незаметной.

В суде и на следствии он уверял, что познакомился с ней на улице, пригласил погостить, вместе они не жили. Она употребляла спиртное, наркотики, провоцировала ссоры. По словам соседей, спиртное пара употребляла совместно. И они не раз слышали ссоры и звуки ударов.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции подсудимый уверял, что пальцем жертву не трогал, его оговорили.

Все соседи указали, что, проживая в общежитии, предпочитали не вмешиваться в ссоры соседей и лишь запирали двери покрепче, в коридор не выходили.

Один из свидетелей вспоминал, что проснулся вместе с родителями в ночь на 9 мая от громких криков и звуков драки, ударов. Утром он вышел в коридор и увидел, как сосед бьёт и пинает по лицу и телу сверху, носком ботинка, с размаху свою девушку, лежащую на полу: «Она не могла кричать. Ничего ему не отвечала, а он кричал матами. Я смотрел, как он её бьёт. Смотрел секунд 10–15. Потом он заметил меня и сказал: «Иди отсюда, малой». Я не помню, видел ли кровь у неё на лице, но ботинки дяди были в крови. Это была её кровь, я думаю…»

Знакомая жертвы показала, что сожитель избивал её регулярно, во второй половине апреля избил так, что она постоянно страдала от головной боли.

Соседи вспоминали, что видели на её лице отёки и большие синяки.

Брат погибшей отметил, что в последний раз она звонила ему в конце апреля, плакала, была напугана. Неизвестный ему мужчина вырвал у неё телефон и стал уточнять, точно ли говорит с её братом.

В больницу молодую женщину, которая, по показаниям свидетелей, была в тяжёлом состоянии, доставили лишь 12 мая, там она вскоре скончалась. Вопреки доводам осуждённого, что потерпевшая могла упасть и поэтому получить травмы, что 10 мая её избил неизвестный, причиной смертельных травм, согласно выводам экспертов, стали удары, нанесённые по голове жертвы в период от недели до трёх до наступления смерти.

За причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть человека, 36‑летний архангелогородец направлен в колонию строгого режима, где ему предстоит провести девять лет.

Обжалуя приговор, он настаивал на том, что его сожительница якобы любила боль, ей нравилось физическое унижение. И вела она себя противоправно и аморально.

Областной суд счёл эти доводы необоснованными. Приговор вступил в законную силу.

«Ранимость, повышенная чувствительность…»

Именно эти черты личности, характера, по мнению экспертов, были свойственны молодой женщине, покончившей с собой из‑за постоянных унижений, агрессии и обид.

Она была увлечена молодым человеком. Но вскоре новая попытка найти счастье завершилась крахом. Избранник играючи, походя оскорблял, пинал, бил, таскал её за волосы. И всё это на глазах друзей и знакомых. Лишь один юноша пытался вмешаться, он потом в суде отметил, что ему было неприятно видеть, как его сверстницу, которую он знал с детства, бьют по лицу, оскорбляют и унижают.

В суде нашли своё подтверждение истязания, длившиеся свыше трёх месяцев. 16 июня 2020 года жертва покончила с собой.

Эксперт, отвечая на вопросы в суде, отметил, что причиной того, что жертва истязаний ушла из жизни, стал период длительной психотравмирующей ситуации, порождённый действиями её избранника.

Молодой человек настаивал на том, что все конфликты провоцировала она потому, что ревновала и первой наносила побои. Он истязать её не хотел. Все факты жестокого обращения были единичными. А жертва и раньше якобы пыталась уйти из жизни, он к этому отношения не имеет.

Подруги девушки показали, что она рано стала мамой, но ребёнка после знакомства с истязателем чаще оставляла у бабушки, поскольку он его видеть не хотел. Была очень влюблена, но после того, как избранник стал её регулярно избивать, всё чаще плакала, казалась подавленной, говорила, что чувствует отчаяние и не видит выхода…

Мама жертвы сообщила, что помогала дочери оплачивать арендованное жильё, участвовала в воспитании внука, дочь работала, была жизнерадостной и общительной. Встречаться с новым молодым человеком начала осенью. К наступлению весны она изменилась – осунулась, была подавлена. Первого мая женщина встретилась с дочкой и увидела у неё на лице следы побоев, в больнице у дочери диагностировали сотрясение мозга. Мама пыталась побудить дочку расстаться с истязателем, а ему обещала обратиться в полицию.

В июне дочь сообщила, что боится идти домой, боится, что её изобьют.

О том, что миловидный юноша уже давно жестоко обращался с её дочкой, регулярно её избивая, она узнала от её подруг уже после её смерти.

Суд признал 22‑летнего юношу виновным в истязании и доведении до самоубийства путём жестокого обращения и систематического унижения человеческого достоинства потерпевшей.

Осуждённый обжаловал приговор, настаивая на невиновности.

Архангельский областной суд нашёл обоснованными выводы районного суда о том, что осуждённый, нанося побои и оскорбляя потерпевшую, осознавал их общественную опасность и возможные последствия.

За совершённое преступление назначено наказание в виде трёх лет принудительных работ с удержанием из заработной платы 15 процентов в доход государства, с исчислением срока отбывания принудительных работ со дня прибытия осуждённого в исправительный центр.

Приговор вступил в законную силу.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Ксения СОЛОВЬЕВА