10.06.2023 12:20

Директор Архангельской гимназии № 21 рассказал о книгах, которые изменили его жизнь

Встреча с Александром Сорокиным прошла в библиотеке имени Добролюбова в рамках акции «Сила чтения»
Фото из личного архива Александра Сорокина

В ней принимают участие люди, сумевшие реализоваться в профессии и в жизни.

Александр Сорокин — один из самых молодых директоров школы в Архангельске. На встрече с читателями Добролюбовки он рассказал о силе книги, которую ощутил на себе. Возможно, его опыт кому‑то покажется полезным.

Главная книга

Какая самая главная книга в жизни человека? По опыту Александра Сорокина, это та книга, которая запустила необратимый механизм чтения. Поэтому у каждого она своя. И предсказать, какой у кого она будет, невозможно.

Александр Александрович рассказывает, что в детстве много болел, но читал мало, пока не встретил её — книгу, которая показала, что от чтения можно получать удовольствие.

– Эту книгу теперь даже в библиотеке найти трудно, — говорит Александр Александрович. — Написал её эстонский детский писатель Роберт Вайдло, а называется она «Приключения в Кукарекии» (6+). Меня захватила эта история рисованных человечков, живущих в альбоме. К тому же у них всё, как у настоящих людей. В этой стране множество забавных моментов — колесо плохо едет потому, что оно квадратное. А почему оно квадратное? Потому, что его так нарисовали. Есть у этих человечков и враги, а самые ярые — тупоносики — это плохо заточенные карандаши, которые марали бумагу. А из‑за этого появлялись чудовища…

И очарование необычной историей, умноженное на детскую фантазию, дало свои плоды и положило началу большого чтения…

Книга, пришедшая вовремя

Александр Сорокин вспоминает, как он с мамой пошёл в магазин и увидел книгу своей мечты — роман Вальтера Скотта «Легенда о Робин Гуде» (12+). К тому же у неё была прекрасная обложка — зелёная с серебряным щитом. И, как полагается, стрелы, меч…

– Как только я пришёл домой, сразу принялся её читать. Но… скукотища! Отложил её и забыл, — вспоминает Александр Александрович. — Снова в руки она мне попала, когда прошло года три. Начинаю читать. И вот этот эффект «вау!», который я испытал, читая книгу Роберта Вайдло. Даже сюжет не помню, но вот это ощущение невероятного удовольствия и что ты не можешь из этой книги выйти. Вспомнил о ней уже в студенческие годы и захотел снова пережить те же ощущения. Стал читать — скукотища. Это говорит о том, что определённая книга должна прийти к нам в определённый момент. Иначе она пройдёт мимо.

Не напугать Евгением Онегиным

Александр Александрович считает, что произведения классиков, которые предлагаются в школьной программе, не всегда воспринимаются теми, кому они адресованы.

– Тут главное — не напугать Евгением Онегиным в седьмом классе, — предупреждает он.

И предлагает вспомнить, как в школе, читая «Войну и мир» (12+) Льва Толстого, мы перелистывали страницы, где нет диалогов, и смотрели, когда же закончится этот том. А «Преступление и наказание» (12+) Фёдора Достоевского в школьные годы он совсем не смог одолеть. А сейчас Достоевский — любимый писатель.

– Помните ощущение трудности при чтении в школе этих произведений? — спросил у читателей Александр Александрович.

На первом курсе ощущение трудности у него возникло при чтении «Мастера и Маргариты» (16+) Михаила Булгакова. Но затем этот автор тоже стал одним из любимых.

И здесь вопрос: как быть, если человек не готов к встрече с этими авторами, а их произведения входят в школьную или вузовскую программу? Наверное, многое будет зависеть от учителя — напугает он семиклассника Евгением Онегиным или заинтересует, чтобы тот захотел потом к нему снова вернуться. И этот роман в стихах для кого‑то тоже со временем может стать любимым произведением.

Книга, раздвигающая границы мироздания

Такой книгой, по словам Александра Сорокина, стал для него роман польского писателя и учёного Януша Вишневского «Одиночество в Сети» (16+).

– Благодаря этому роману я получил много различных знаний, — говорит Александр Александрович. — Они касались науки, философии, литературы, музыки и культуры в целом.

И он считает, что встретить книгу, которая раздвигает границы мироздания, тоже большая удача. Она также помогает понять собственный культурный код, стимулирует к познанию. А значит, и к чтению новых книг.

Книга, помогающая понять свою историю

– Для меня такая книга — «Штык решает» (12+) Алексея Сухановского, — говорит Александр Александрович. — Она посвящена истории интервенции и Гражданской войны на Русском Севере. Алексей Сухановский и другие поисковики двадцать лет вели раскопки на местах боёв с интервентами 1918–1920 годов.

Он говорит, что эта книга его поразила.

– В ней публикуются документы, фотографии и карты, которые до этого не публиковались нигде, — продолжает Александр Александрович. — Особенно интересны дневники солдат из стран блока Антанты, которые здесь воевали. Из этих записей видно, что многие на непонятную для них войну попали случайно и недоумевали — что они здесь делают?

Но наши солдаты как раз понимали, что они защищают свою землю, что стоят на последнем для них рубеже, поэтому не могут его оставить, значит, могут только победить.

– Эта книга больше, чем книга, — продолжает Александр Сорокин. — Алексей Сухановский и его товарищи не только нашли остатки Юрьевского рубежа, где были остановлены английские войска, но и восстановили его и открыли там мемориальный комплекс. А многие ли из нас знали, что такой рубеж вообще существует? Сейчас эта же команда занимается восстановлением музея на Мудьюге, который тоже связан с историей интервенции на Русском Севере, и она тоже была полузабыта.

По словам Александра Сорокина, такие книги важны потому, что помогают осознать, какая большая история творилась на твоей малой родине.

В концентрированной форме

– Поэзия — особая часть жизни, связанная с чтением, — продолжает Александр Александрович. — Эта история для меня начиналась с пластинок с песнями Владимира Высоцкого. А как‑то одноклассник принёс бабину, на которой был записан концерт Высоцкого. Мы её включили, она заработала, раздался хрип и шум самой бабины, а потом ощущение живого голоса Высоцкого. Это было очень сильное впечатление.

И захотелось почитать его стихи. Александр Сорокин вспоминает, как в Ленинграде, в книжном магазине на Лиговском проспекте купил трёхтомник Высоцкого. Очень радовался, а дома увидел надпись, что это собрание сочинений Высоцкого в четырёх томах. Но что делать… А потом в Архангельске зашёл в «Букинист» и увидел недостающий четвёртый том. Снова обрадовался и купил. И это собрание сочинений стало полным.

Александр Сорокин рассказывает, что на ночь маленькому сыну читал стихи Иосифа Бродского, потому что тот под них очень хорошо засыпал. Кстати, 21 гимназия, которой руководит Александр Сорокин, носит имя Иосифа Бродского, и она такая единственная в мире.

– Поэзия уникальна тем, что она даёт ощущения сразу и в концентрированной форме. Чтобы их получить с помощью прозы, надо время, чтобы книгу прочитать. А здесь прочитал — и носишь в себе ощущение этого стихотворения…

Встать на учительский стол

Александр Александрович говорит, что «Общество мёртвых поэтов» (12+) — один из его любимых фильмов, в нём много того, что важно знать и понимать педагогу. В целом это история о преподавании…

– А потом я случайно узнал, что есть и одноимённая книга, очень удивился, — говорит он. — Я нашёл и купил её. Но оказалось, что это киносценарий в обработке.

В конце встречи Александр Сорокин прочитал отрывок из этой книги, в нём идёт речь о том, как старшеклассники влезают на учительский стол, и им мир кажется совсем другим.

Вот этот отрывок: «Все, кроме Андерсона, вскочили с мест и заторопились к кафедре и принялись карабкаться на учительский стол — иногда по несколько человек. Сам же учитель, выжидающе глядя на них, расхаживал между рядами парт.

– Решив, что в чём‑то разбираешься, — продолжил он, когда все вновь расселись, — постарайтесь посмотреть на это с иной позиции, даже если она кажется вам неверной или, тем паче, глупой. Когда читаете, пусть вас не волнует, о чём думал автор, — главное, что думаете вы!»

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО