В ходе стратсессии по развитию Севморпути под председательством Михаила Мишустина, руководители профильных федеральных ведомств, главы арктических регионов обсудили ход реализации Плана развития СМП, который по поручению Президента был подготовлен и утверждён в августе прошлого года.
По словам
председателя правительства Российской
Федерации Михаила Мишустина, в настоящее
время фактически формируется новая
экономика Арктики. План по развитию СМП
включает строительство более 50 ледоколов
и судов ледового класса, портов и
терминалов, аварийно-спасательных
центров, а также создание орбитальной
группировки спутников. В целом инвестиции
для его реализации в ближайшие 13 лет
составят порядка 2 трлн рублей. Ряд
проектов уже реализован.
При этом, как
подчеркнул премьер-министр, важно
создать единый инфраструктурный
комплекс, в который войдут новые порты,
технические и аварийно-спасательные
станции, системы мониторинга погоды и
льдов, а также управления движением на
всём протяжении Севморпути.
Он также
напомнил, что СМП — это ключевой элемент
повышения транспортной связанности
самых труднодоступных территорий нашей
страны. Правительство подготовило
законопроект о северном завозе, сейчас
он уже прошёл первое чтение в Государственной
Думе.
Но речь идёт
не только о доставке в удалённые районы
грузов, критически важных для людей и
организаций, — хотя на них приходится
порядка трети общего объёма перевозок
морским транспортом. Важно обеспечить
возможности для динамичных и надежных
поставок строительных материалов и
оборудования, необходимых для реализации
различных проектов, которые ведут за
собой развитие смежных отраслей и в
целом арктических и дальневосточных
регионов, сообщает пресс-служба кабмина.
Решающим
фактором для бизнеса является возможность
свободно перенаправлять грузы по любому
маршруту — в восточном или западном
направлении, оставаясь при этом в
российском территориальном море и
исключительной экономической зоне, что
значительно усиливает конкурентоспособность
отечественных предприятий на мировом
рынке.
Архангельская
область, с учетом ее уникального
географического положения, исторической
нацеленности на Арктику, конкурентных
преимуществ промышленного,
транспортно-логистического и
минерально-сырьевого потенциала,
является одним из ключевых для России
опорных пунктов развития СМП и Арктической
зоны Российской Федерации.
Важная и
неотъемлемая часть арктической
транспортной системы России и создаваемой
единой инфраструктуры СМП — Архангельский
транспортный узел, включающий
многопрофильный порт круглогодичной
навигации, 12 универсальных и
специализированных терминалов, более
350 единиц флота, 20 сервисных компаний
для обслуживания грузов. Общий грузооборот
транспортного узла в 2022 году составил
более 6,6 млн тонн. В то же время уже
сегодня производственные мощности
морского порта Архангельск позволяют
перерабатывать около 12 млн тонн различных
грузов.
— Сегодня
от СМП во многом зависит дальнейшее
развитие экономики всей страны. Серьезная
роль в этой работе отведена Архангельской
области. У нас уже есть серьезные
компетенции в судостроении и судоремонте,
мы работаем над развитием наших портовых
мощностей и полной перезагрузкой
инфраструктуры Архангельского
транспортного узла. Наш регион играет
решающую роль в освоении биоресурсов
арктических морей и развитии науки в
Арктике. Кроме того, мы готовы обеспечить
Северный морской путь квалифицированными
кадрами для целого ряда отраслей, —
сообщил губернатор Архангельской
области Александр Цыбульский.
Как отметил
глава кабинета министров России,
дальнейшее расширение инфраструктуры
на Крайнем Севере позволит организовать
поставки, для которых не хватает мощности
Восточного полигона железных дорог. По
его словам, для этого подписано шесть
соглашений с ключевыми инвесторами —
это «Восток Ойл», «Новатэк», «Газпром
нефть», «Норильский никель», «Северная
звезда» и «Баимская». Ведущие арктические
компании в ближайшие годы намерены
увеличить объём перевозок до уровня
свыше 190 млн тонн. В результате реализации
таких проектов дополнительные поступления
в бюджет составят более 20 трлн рублей.
То есть каждый вложенный бюджетный
рубль принесёт государству порядка 30
рублей.
— Как подчёркивал
Президент, наши иностранные партнёры
хотят укреплять отношения с Россией и
проявляют интерес к работе по Северному
морскому пути. Это кратчайший водный
маршрут для транзита товаров из стран
Юго-Восточной Азии и Китая в порты
Европы. Присматриваются к таким проектам
и индийские компании, — отметил Михаил
Мишустин.
По словам
премьер-министра, необходимо подготовить
дальнейшие шаги для наращивания важнейшей
для страны водной магистрали, о которой
Президент говорил как об одном из
очевидных стратегических приоритетов.
Прежде всего — выработать меры по
перенаправлению грузовой базы с Запада
на Восток, по строительству судов
ледового и неледового классов и
комплексному ледокольному обеспечению,
развитию морских портов за пределами
акватории пути.
— От решения
этих вопросов зависит благополучие
жителей Арктической зоны, Дальнего
Востока и развитие нашей экономики в
целом, — резюмировал Михаил Мишустин.