– «Ребёнок не слушается» — одна из самых частых родительских жалоб, — говорит Екатерина Пяткова. — Но дети копируют взрослых. И если в семье не слышат друг друга, если мать не слушает отца, а отец не воспринимает всерьёз мнение матери… Кого ребёнку копировать?
Все наши
жизненные сценарии — из детства. И
родители выступают, скорее, как режиссёры,
дети — актёры. Сценарий пишется,
проигрывается, заучивается и…
бессознательно транслируется дальше.
Но если сценарий разрушительный, то роль, усвоенная в детстве, воспринимается как послание-приказание. И актёру даже в голову не приходит «отойти от текста». Можно ли изменить свой сценарий? Можно. Но для этого его надо осознать и попробовать взглянуть на ситуацию по‑другому.
«Я тебе
столько сил отдала! От тебя одни проблемы!»
Подобные родительские фразы, к сожалению,
не редкость. Вызывают чувство вины,
открывают возможности для манипулирования.
Воронка вкручивается и расширяется —
подсознательно внедряется самое тяжёлое
послание: «Не живи!» Так включается
разрушительный сценарий.
На ребёнка
перекладывается ответственность за
нерешённые проблемы. Он может и не
понимать, что происходит, но чувствует
непосильный груз. Ощущение грозового
облака внутри. И чтобы материализовать
и облегчить это состояние, начинает
подсознательно искать «разрядку» —
повод, чтобы получить наказание.
Провоцирует различные ситуации, портит
вещи. Разразилась гроза — стало легче.
В моей практике
был двенадцатилетний подросток, который,
по словам мамы, «всем назло» ковырял
дома стены, царапал обои. Невротическая
реакция — звоночек. Маркёр — ребёнка
что‑то беспокоит. По сути, подросток
просил о помощи. Пытался разрядить своё
«облако» — проблемную ситуацию в семье.
Но родители, закрыв глаза на объективные
причины, поспешили обвинить ребёнка.
«Не будь собой!»
Разрушительная
программа включается, если считывается
посыл: «Ты — лишний! Ты не удовлетворяешь
мои запросы!» Так бывает, если ребёнок
нежеланный, если напоминает бывшего
мужа… У меня в терапии была молодая
женщина, которую мама в детстве буквально
третировала за то, что она «вылитая
свекровь».
Мать была в
разводе, общение с родственниками по
линии отца не поддерживалось. И девочка
очень долго винила себя в том, что
является причиной маминого расстройства.
По её словам, она ненавидела собственную
внешность…
«Соответствуй
моим ожиданиям!» — считывается ребёнком
и как послание: «Не будь собой!» Родитель
сформировал для самого себя образ
идеального ребёнка. И реагирует
положительно только на то, что напоминает
мнимую идеальность. Всё остальное не
принимает.
Я помню
случай, когда отец, успешный юрист,
отсудил у бывшей жены трёхлетнюю дочку.
Заклеймил бывшую жену в аморальности.
Хотя это больше напоминало месть — она
влюбилась в другого. Всех женщин, которые
затем появлялись в его жизни, подавал
дочке как «новую маму».
И самое
печальное, что каждая такая «мама»
трансформировала девочку под себя: «На
меня равняйся!» Сейчас дочка уже взрослая.
Болезненно привязана к отцу. Живут они
вдвоём…
«Почему лиса синяя?!»
«Не будь
ребёнком!» — ещё одно разрушительное
послание. Когда мама или папа просит
«освободить» от родительской роли, это,
как правило, говорит об инфантильности.
Часто живут в мире собственных эмоций
и страстей — их штормит и кидает из
стороны в сторону. Влипают в конфликтные
ситуации, постоянно меняют работу… И
ребёнок, впитывая всю эту «неустроенность»,
начинает испытывать чувство вины:
«Ответственность — на мне». Отсюда
детская повышенная тревожность.
Другая
крайность — запрет на радость, веселье.
Иногда на консультациях мамы с гордостью
сообщают: «Мы читаем с трёх лет!» «Какие
куклы? Она уже большая!» Не дают ребёнку
попрыгать, побегать. Шипят, одёргивают:
«Не балуйся!»
Не поощряется
и стремление к творчеству. Нарисовал
что‑то «красивое» — хвалю. Рисунок
«неудачный» — высмеиваю. Знаю примеры,
когда в творческой студии мастера идут
на поводу у родителей и дорисовывают
за детей работы только из‑за того,
что «маме нужен результат». Мол, где
пейзаж? За что я вам деньги плачу? А
ребёнку всего четыре года…
Такие детки
потом боятся в руки взять карандаш. В
голове звучит: «Где ты видел такую ёлку?!
Почему у тебя лиса синяя?!»
«Не чувствуй
себя хорошо!» — транслируют взрослые,
убеждённые, что ребёнком надо заниматься
только, если он слаб и болен. Буквально
смотрят на него через лупу надуманной
болезни.
Другими
словами, ищут проблему там, где её нет.
«Копаются» в ребёнке, оплачивают
непонятные процедуры, обследования.
Для чего? Для профилактики. Ухватываются
за маленький симптом — ставят диагноз.
Цикличность настроения? Это же биполярное
расстройство! Укрепляют самого ребёнка:
«С тобой что‑то не так». И он так и
растёт с ощущением своей «ненормальности».
А когда
пытаешься маме сказать, что ребёнок не
болен, что ведёт он себя адекватно
ситуации в семье. И работать, скорее,
надо с мамой… Начинает удивляться:
«Зачем это? Со мной всё в порядке!»
Без объятий
Не менее
тяжёлое послание — запрет на близость,
как эмоциональную, так и физическую.
Ребёнку внушается, что любое проявление
близости опасно: «Никому не доверяй!»
Доходит до абсурда — малыш приходит в
детский садик и ни с кем не разговаривает,
не вступает в отношения. Почему? Зачастую
родитель сам боится сближения. И
транслирует: «Держи дистанцию со всеми!
И со мной тоже…»
Иногда
подобная схема выстраивается из‑за
непроработанного чувства потери. Во
время недавней эпидемии в моей практике
было сразу несколько трагических случаев
— дети осиротели. А взрослые, близкие
родственники, замкнулись в своём горе.
Смерть родителей не обсуждалась с детьми
вообще. Мол, к чему лишняя травматизация.
А дети искажённо считывали: «Привязываться
и любить — больно. Лучше держать
дистанцию».
Такая дистанция
может переноситься в дальнейшем и на
личные отношения. «Мы пара, но я сам по
себе». Гипертрофированное восприятие
собственных границ, нивелирование
тактильных ощущений: «Не люблю, когда
меня обнимают…» — тоже об этом.
Иногда
родители считают, что ребёнка брать на
руки — лишнее. Младенец захлёбывается
криком? «Успокоится сам. Не надо к нему
подходить». И малыш, действительно,
успокоится, когда включится синдром
госпитализма: «Звать маму бесполезно.
Смысла в близости нет».
Вместо «приказа» — любовь
На консультациях
приёмные родители иногда тоже удивляются
— в пять лет ребёнок вдруг начинает
проситься «на ручки». А ему этого не
хватило в младенчестве, в детском доме.
И сейчас шанс наверстать. Иногда и в
восемь, десять лет забираются к маме на
коленки. Не стоит отталкивать.
Но если я как
мама чувствую, что подобное сближение
даётся мне с трудом — работать надо с
собой. Не в ребёнке дело.
На консультацию
обратилась опекунская семья — тётя и
восьмилетний племянник. Пришли из‑за
жалоб учителя: «Ваш мальчик неуправляемый!»
Провели диагностику — парнишка как
сухая губка. Ему бы напитаться тактильными
ощущениями, чтобы почувствовать: «Я
есть. Я нужен. Меня любят». Но тётя, как
оказалось, избегала прикасаться к нему
вообще: «К чему эти нежности? Он ведь
уже не маленький.» Руководила издалека:
«Возьми то, положи это…»
И другая
история — первоклассника на консультацию
привела бабушка: «Кидается в школе
стульями!» Мальчик закрытый. На контакт
не идёт. Молчит. Начинаем вместе рисовать.
Через час — первая улыбка. Потихоньку
оттаивает. И вдруг поднимает глаза: «А
вы знаете, что у меня мама умерла? А вы
знаете, как мне больно…»
Родительское
воспитание — фундамент. Если фундамент
основательный, то и «этажи» будут ровными
— «дом» простоит дольше.
В детстве мы
сами не пишем свои сценарии. Это происходит
гораздо позже. Избегайте посланий-приказов.
Начните прямо сейчас менять деструктивные
установки. На что? На безусловную любовь,
одобрение, восхищение, принятие… И вы
сами станете счастливее. И сделаете
счастливыми своих детей.