В ежегодном конкурсе «Книга года — 2022», проводимом областной библиотекой имени Добролюбова, работа автора текста Светланы Гавриловой и художницы Надежды Старицыной была отмечена в двух номинациях — «Книга для всей семьи» и «Лучшее художественное оформление издания».
Сюжет книги представляет собой своеобразное путешествие в Архангельск начала XVIII века, где Петром Великим была основана первая в России государственная верфь, со стапелей которой сошли первые корабли российского флота. Школьники младшего и среднего возраста в доступной форме могут познакомиться с технологией постройки деревянных судов в то далёкое время, когда «корабли были деревянные», а люди «железные», как написано в «Скучном предисловии для родителей».
Поскольку книга выпущена Северным морским музеем, то её можно приобрести в музейном киоске или выиграть в различных конкурсах и викторинах, как пообещал на презентации научный редактор издания Василий Абрамовский, заведующий отделом научно-исследовательской и просветительской работы Северного морского музея.
Светлана Гаврилова, наша коллега, впервые взялась писать книжку для детей и сразу получила признание, которое, по её словам, она не ожидала и никак объяснить не может. Светлана — мама троих детей, но «на детях» она главы будущей книги не проверяла и заранее им её не читала.
– Однако я спрашивала их, например, а как бы ты сказал — сотовый или мобильник? — рассказала автор. — Или проверяла — а тебе понятно такое‑то слово или нет? Конечно, я «подсматривала» другие книжки для детей. И оказалось, что это довольно‑таки классический сюжет: взрослый наставник объясняет ребёнку, что и как устроено. Так, например, построен сюжет прекрасной книги Владислава Крапивина «Фрегат „Звенящий“». Мне же хотелось в первую очередь заинтересовать детей историей родного города и его богатым прошлым, влюбить их в свой край, а не просто детально описать, как в петровские времена строили корабли.
И ещё, так как мы живём в своём частном доме, то у нас есть самые простые плотницкие инструменты. И, например, в книжке, когда мальчик спрашивает, а смог ли бы он поднять топор, которым работали «те» кораблестроители, мы проверяли это — и некоторые другие моменты — на моих дочках и их подружках, — заключила Светлана.
Книга Светланы Гавриловой построена на диалоге двух персонажей — музейного сотрудника и десятилетнего мальчика Пети. Как оказалось, Виктор Леонидович — реальный человек, и упомянутые в книге факты из его биографии имеют место быть.
Прототип
героя книги — это Виктор Леонидович
Нечеухин, сотрудник Северного морского
музея, руководитель судомодельного
кружка Дома детского и юношеского
творчества, у которого Светлана Гаврилова
при подготовке издания взяла интервью.
А мальчик Петя — это, если хотите, юный Пётр Первый, который сначала ничего не знал о море и постройке кораблей, но, увидев и то, и другое в Архангельске и здесь попробовав профессию моряка и судостроителя, «заболел» корабельным делом.
– Да, я тоже стал мечтать о море, хотя родился и жил в сухопутном Челябинске, — говорит Виктор Леонидович. — Началось с маленьких корабликов, которых мы с братом запускали в пруду, а потом появилась цель — стать моряком, ходить в море. Мечта исполнилась, два года ходил в море, но потом так сложились обстоятельства, что пришлось выбирать — семья или море. А судомоделизмом я занимался всегда и вот уже сорок лет работаю с детьми, веду кружок, мне с ними интересно. Мои воспитанники потом получают профессии моряков и кораблестроителей. Во всяком случае, каждый чего‑то в жизни добился…
Книжка «Как в Архангельском городе корабли строили» снабжена небольшим словариком терминов и географических названий. Заинтриговывают названия глав, например, что корабельный плотник петровского времени мог купить на свою зарплату или почему русские якоря были лучше британских, а ведь в те времена Англия считалась ведущей морской державой, «владычицей морей»…
А ещё, как
рассказал Василий Абрамовский, под
эгидой Северного морского музея
традиционно проходят конкурсы
судомоделистов, и потому уже в ближайшие
выходные, 27–28 мая, в музее будут
демонстрироваться конкурсные модели
судов, которые смогут посмотреть все
желающие.