Безусловное принятие своего ребёнка — важное качество любого родителя. Но что оно означает и как проявляется?
«От любви до
ненависти»
– Недавно
ко мне на консультацию обратилась мама
подростка. Причину обращения обозначила
как «сложности при общении с сыном», —
рассказывает Екатерина Пяткова. — И,
наверное, час говорила о том, какой у
неё мальчик.
О «плюсах»
и «минусах», что важно. Потому что часто
родители перечисляют только слабые
стороны ребёнка. Ждут рецепта: «Что с
этим делать?» И когда начинаешь мягко
интересоваться: «А что сын умеет лучше
всего? За что вы дочку обычно хвалите?»
— впадают в ступор.
А тут мама
старалась говорить объективно, но как‑то
очень осторожно. Не было лёгкости
разговора. И когда я уже решила, что
встречу придётся заканчивать (возможно,
получится в следующий раз поговорить
более откровенно) — маму прорывает.
Начала плакать, а затем вдруг призналась:
«Я его ненавижу». Мальчик усыновлён.
Она пришла,
потому что боится своих чувств. Отсюда
и внутреннее сопротивление — так
старательно описывая ребёнка, «раскачивала»
и, возможно, ещё раз в чём‑то убеждала
саму себя.
Рано узнала,
что не может иметь детей. Муж поддержал.
Усыновить — общее решение. Взяли
мальчика. Прожили пять лет. И муж ушёл
— появился «собственный» ребёнок от
другой женщины. Осталась с сыном одна.
Общение с бывшим мужем не поддерживает.
В какой момент
она перестала принимать своего любимого
мальчика? Надо разбираться. Предстоит
работа и с ребёнком. Психолог не волшебник.
Но если в терапию вступает вся семья,
шансы, что «кусочек мозаики» встанет
на место, — намного выше.
С приёмными
детьми «мозаика» может быть более
расширенная. Из какой семьи малыш пришёл?
При каких обстоятельствах осиротел?
Важно всё.
А по поводу
ненависти… Это эмоция. И очень сильное
чувство. Когда говорят: «От любви до
ненависти один шаг» — это про большую
энергию. Просто где‑то, в какой‑то
момент «живая» вода превратилась в
«мёртвую». Возможно, «самоотравление»
произошло из‑за слишком сильного
чувства вины.
«Главное, чтобы был сыт!»
Но хуже всего
— безразличие, когда на ребёнка «всё
равно». Эмоциональное отвержение бывает
не только очевидным, но и скрытым. Когда
эмоциональный контакт заменяется,
например, материальными ценностями. От
ребёнка как бы откупаются: «Вот тебе,
Миша, новый телефон. Играй, а ко мне не
лезь!»
Это о том,
что я не хочу проводить время со своим
ребёнком. Мне некогда. И даже если я
этого не признаю — отталкиваю от себя.
Если нам
«неинтересно», чем занимаются наши дети
— с кем общаются, что чувствуют — это
ещё и про бесконтрольность. «Главное,
чтобы был сыт! А так — пусть делает что
хочет!» — была на консультации недавно
у меня мама, проповедующая «свободное»
воспитание.
Пришла,
кстати, по поводу «участившихся истерик»
пятилетнего сына. По её словам, падает
на пол и «просто кричит» по полчаса. А
вы? «А я жду, когда это закончится. Сам
успокоится. У нас демократичное
воспитание».
Только ребёнок
считывает «демократию» по‑другому:
«Я не нужен». Дать пережить эмоцию —
важно. Но истерика может длиться не
больше двух-пяти минут. А потом надо
подхватить ребёнка эмоционально.
Если чувствуете,
что малыш начал затихать — поднимает
глаза, потянулся к вам — протяните руку.
Прижать к себе, эмоционально уравновесить
и только потом разговаривать. Не стоит
констатировать: «Проорался? Успокаивайся
сам, а я пошла!» Малыш не понимает, как
это — «успокаиваться». Он не может
переключиться по щелчку.
«Это же ребёнок!»
Такая история
чаще бывает с папами. Малышу три-пять
лет. Заигрался с папой — хохот, подкидывания
к потолку, возня на диване. И тут папа
встал и пошёл. А ребёнок‑то ещё в
игре. Бежит следом, хватает за ногу. И
слышит резкое «Отстань!». От былой
радости не осталось и следа…
Но если вы
зашли в игру вместе — выйдите из неё
тоже вместе. Постепенно сбавляйте
обороты: «Давай ещё минутку, а потом
сходим с тобой умоемся. Договорились?»
Иногда малыш
может начать вызывающе вести себя перед
другими людьми. Васе четыре года, в
автобусе пинает спинку кресла. Мама не
останавливает. Наоборот, когда делают
замечание, начинает заводиться: «Это
же ребёнок!»
Что происходит?
Вася пытается вступить в контакт. Но
вступить агрессивно. Это не значит, что
мама его принимает. Это вообще не про
принятие. А больше про «моё тело — моё
дело». Я вроде бы и имею лишние килограммы,
но с этим ничего не делаю. И не даю себе
отчёт, к чему это может привести в
дальнейшем.
Здесь так
же. Мама допускает такое поведение Васи,
потому что у неё самой нет границ. Она
не понимает, что это. Но через три-четыре
года сама начнёт прессовать Васеньку,
потому что «вседозволенность», как
река, выйдет из берегов.
Из добрых побуждений
Безусловное
принятие — не про вседозволенность. Я
понимаю, что мой ребёнок может быть
капризным. Может злиться, обижаться,
плохо себя вести. Я принимаю это, но я
как родитель с этим что‑то делаю.
А когда малыш
на площадке бросает песком в бабушку и
она пытается ему ещё и подыгрывать…
«Ну он же не понимает ничего. В три‑то
года…» Переключите на то, как песок
летает, опускается на землю. Как ощущается
пальчиками. Можно в лужу песок бросить…
Но объясните,
что песок может попасть в глаза, рот. И
человек, в которого ты попадёшь, может
заплакать. Ему может быть больно.
Разобрать историю, последствия поступка
— про воспитание. Сказать: «Так нельзя!»
— недостаточно. А почему нельзя? Поэтапное
проговаривание важно.
Есть даже
такое упражнение «Инопланетянин». Чем
медленнее и тщательнее проговаривать
слова, тем лучше малыш будет понимать,
что происходит.
Эмоциональное
отвержение — это и про холодность,
игнорирование чувств: «Ты не заслуживаешь
моего внимания». И постоянные нравоучения:
«Всё делаешь не так!»
Мамы иногда
искренне не понимают: «Ну я же пытаюсь
его научить! Я из добрых побуждений!»
Но если устанавливать эмоциональный
контакт, делая упор только на провалы,
— ниточка порвётся быстро. Ведь помимо
«вечных косяков», Гриша у вас ещё и
молодец. Что‑то у Гриши и отлично
получается. А когда акцент: «не так»,
«не здесь», «ты опять» — мы эмоционально
отбрасываем ребёнка от себя.
«Я тебя переделаю!»
У меня в
практике была история. Мама пожаловалась
на капризность дочки. Малышке три года.
«В садик не хочет одеваться! Истерит. А
платье такое красивое! Она же девочка!»
И показывает фотографию почти бального
платья. Малышка, как выясняется, очень
подвижная. Ей в этом «богатстве» просто
неудобно бегать. Да ещё и мама ругает,
если платье пачкает.
Поверьте, в
два-три года быть «самой красивой» —
задача не номер один. Вот лет в пять-шесть,
не говоря уже про сорок шесть, почувствовать
себя «принцессой» — это да. А пока пышное
платье, скорее, потаённая мечта мамы —
не дочки.
Обратилась
на консультацию молодая женщина.
Признаётся, что всю жизнь переживала
от того, что в детстве маме хотела её
«переделать». Физического насилия не
было. Но на голову сыпались придирки.
Там ещё папа по телосложению — плотненький,
дочка — в него. А мама — прима-балерина,
сосредоточенная на себе. И дочка-пухляшечка
её откровенно раздражала: «Как будто
ты не моя дочь!» Рассказывает, что
выживала «от выходных до выходных».
Выходные проводили вдвоём с папой. Он
дочку любил, поддерживал, но защитить
от мамы даже не пытался.
Она до сих
пор живёт детскими страхами — с оглядкой
на маму. И только сейчас, потихоньку, с
помощью терапии начала выбираться из
обесценивания, в котором «купалась»
всё детство.
«На обиженных воду возят!»
Иногда
родители забывают, что внутри у ребёнка
океан собственных переживаний. И стыдят
за то, что он умеет чувствовать: «На
обиженных воду возят! Ну чего ты
надулся‑то?» А если я не могу перестать
обижаться? Значит, я какой‑то не
такой?
Пристыживая
ребёнка, мы формируем некую деформацию
— наносим психическую травму. Возможно,
неочевидную. Размытую. Но она остаётся
как шрамик на теле.
Важно не
только принимать, но и выстраивать
правила в принятии. Если чувствуете,
осознаёте, что некоторые моменты
«мозаики» не сходятся — копайте глубже.
Укрепляйте ребёнка эмоционально —
давайте возможность испытывать разные
эмоции. Будьте рядом, не обесценивая.
Принятие —
это проживание момента. Когда мы
сталкиваемся с проблемой — важно
оставаться на связи с самим собой: «Я
понимаю, что со мной сейчас происходит».
Не улетать в клинический оптимизм —
прожить и прогоревать. И проанализировать,
что привело к этому моменту.
Поворошить
прошлое, чтобы проблемное поведение не
«заякорилось». Если ребёнок как‑то
«неправильно» прочитал действительность,
возможно, я, взрослый, что‑то ему
недодал. Не прояснил. И если я научусь
это понимать, то научусь и принимать
себя. Это про моё личное чувство
ответственности в отношении момента.