Николай Васильевич не был по рождению северянином, он родился в городке Елабуга тогда Вятской губернии, однако у него были родственники в Архангельске, он останавливался в их квартире на улице Поморской.
На открытие выставки пришли архангелогородцы отец и сын Пинегины, которые родство с полярником не отрицают, но говорят, что документально пока подтвердить не могут (старший Михаил Пинегин — известный в городе участник марафонских забегов, организатор спортивных мероприятий, пропагандист физкультуры, спортивный журналист).
Основой выставки стали подлинные предметы полярного исследователя, которые передали в музей близкие родственники Пинегина из Москвы, Нижнего Новгорода и Петербурга, а также предметы из фондов Северного морского музея, музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» и частных коллекций.
Музейщики даже воссоздали каюту Седова на шхуне «Святой мученик Фока» по оригинальной фотографии, сделанной Пинегиным зимой 1913 года. А с помощью «волшебного фонаря» (аппарата для проекции изображений) любой зритель может увидеть кадры Арктики начала прошлого века.
Как и когда «заболел» Севером Николай Пинегин, сейчас уже не узнать, но именно он одним из первых снял Арктику на киноплёнку. В витринах выставки представлены фотоаппараты, стеклянные диапозитивы, плёнки того времени.
«Север был совсем неведомой страной… А большинство населения Российской империи не знало о севере совсем ничего. И хуже — не интересовалось», — как‑то писал Николай Пинегин.
То было время романтиков и художников, готовых покорять Арктику на парусных шхунах, как образно выразился директор Северного морского музея Евгений Тенетов.
– Мы предлагаем такую концепцию выставки: жизнь человека — как море, — сказал на открытии Евгений Тенетов. — Вы увидите витрины, наполненные камнями, на которых представлены экспонаты. Они разделены на островки-этапы. Мне кажется, это история о человеке на ветру — на ветру эпохи, северной погоды, для которых, несомненно, нужна «долгая выдержка».
Название выставки действительно, имеет двойной смысл: выдержка — волевое качество характера человека, а в фотоаппарате — время, в течение которого свет попадает на матрицу.
– Выставка «вышла» из книги «Долгая выдержка», выпущенной Северным морским музеем в прошлом году, — сказал её куратор Василий Абрамовский. — В издании впервые опубликованы цветные диапозитивы и артефакты, переданные в музей в 1992 году вдовой Николая Васильевича Еленой Матвеевной Пинегиной. Сейчас их можно увидеть на выставке.
На выставке Николай Пинегин представлен не только как фотограф и кинодокументалист, но и как профессиональный художник, на одной из стен показаны его картины. А будучи в начале 1920‑х годов в эмиграции, он, например, иллюстрировал книгу Марка Алданова «Святая Елена, маленький остров», посвящённую Наполеону (Алданов — писатель русской эмиграции, номинированный на Нобелевскую премию по литературе, знакомец Ивана Бунина, Александра Керенского, Владимира Набокова).
Кроме того, Николай Васильевич и сам оказался превосходным писателем. В Берлине Пинегин встречался с Горьким, который посодействовал изданию его книги «В ледяных просторах». Позже появились «С Седовым к Северному полюсу», «В стране песцов», «Новая Земля» и многие другие — почти все работы Пинегина, в том числе изданные за рубежом, тоже можно увидеть на выставке.
В одной из витрин демонстрируются личные вещи исследователя, например, будильник, стрелками которого дизайнер выставки и книги Антон Зубов зашифровал дату ухода полярника из жизни — 18 октября 1940 года. А ещё Николай Васильевич побывал в ссылке в городке Челкар (небольшая плата за трёхлетнюю эмиграцию), подтверждение тому — уникальная фотография Пинегина в сухой степи Казахстана.
В другой витрине оказалась небольшая ёлочная игрушка из стекляруса советского производства. Как рассказал Василий Абрамовский, эта игрушка символизирует пассажирский дирижабль «Граф Цеппелин», который в 1931 году совершал рейс над Советской Арктикой. В бухте Тихой острова Гукера Земли Франца-Иосифа состоялась его стыковка для обмена почтой с ледокольным пароходом «Малыгин», вышедшим из Архангельска с первыми в истории «арктическими» туристами на борту.
Пинегин участвовал в этой экспедиции в качестве заместителя руководителя. Через год он уже лично возглавил плавание на Землю Франца-Иосифа, организованное по программе II Международного полярного года, в ходе которого «Малыгин» продвинулся так далеко на Север, как ещё не удавалось ни одному судну.
– Всего экспонатов на выставке около 300, — подытожил Василий Абрамовский. — Из них 70–80 экспонатов попали к нам уже в процессе подготовки выставки, широкий зритель их никогда не видел. Мне самому удивительно, что именно нам, музейщикам из Архангельска, удалось установить тесные контакты с родственниками Пинегина, его духовными наследниками и единомышленниками спустя почти век после жизни человека, судьба которого представлена на выставке «Долгая выдержка».