Заведующая учебно-консультационным пунктом открытой (сменной) школы Людмила Подольская много лет помогает осуждённым из ИК № 1 на Пирсах и ИК № 7 на Лесной Речке получить основное общее и среднее общее образование.
– Мы учим тех, кто не имеет основного общего образования, то есть не окончил девять классов, и тех, кто не имеет среднего общего образования, — говорит Людмила Евгеньевна. — Старшая ступень у нас длится три года и состоит из 10, 11 и 12 классов. Те, кто старше тридцати, тоже могут учиться, но уже исключительно по собственному желанию. У меня были ученики старше 40 лет, в этом году у нас выпускник школы, которому 38 лет. Ведь есть те, кто хотел бы, находясь в колонии, получить специальность, но для этого нужно иметь среднее образование. Чтобы его получить, они идут к нам.
Учатся осуждённые три раза в неделю по шесть уроков в день. Каждый урок идёт, как правило, 35–40 минут.
– Наша школа имеет свидетельство о государственной аккредитации, уровень — основное общее и среднее общее образование, то есть начальной школы у нас нет, — объясняет Людмила Евгеньевна. — Конечно, бывают случаи, хоть и очень редкие, когда ученик, желающий учиться, не имеет образования начальной школы. Для таких учащихся мы проводим промежуточную аттестацию по всем предметам, определяем их уровень образования. И только на основании решения комиссии определяем их учиться в пятый класс.
Как же быть, если срок отбывания наказания заканчивается раньше, чем обучение в школе?
– Если, к примеру, срок наказания позволяет нашему ученику окончить только 10-й и 11-й классы, то мы ему выдаём об этом справку. И если у него будет желание, то с этим документом он может продолжить обучение на воле. Например, он может прийти в вечернюю школу.
Правда, есть у обучения в колонии одно важное отличие. Ученики здесь сдают не ОГЭ и ЕГЭ, а ГВЭ — государственный выпускной экзамен. Поэтому, если человек захочет в дальнейшем поступить в какое‑либо высшее учебное заведение, ему необходимо будет самостоятельно сдать ЕГЭ. Как это сделать, ему тоже подсказывают в школе.
Интересно, что те, кто окончил школу, находясь в колонии, получают точно такой же аттестат, как и люди, окончившие вечернюю школу на свободе.
А вообще, хоть школа
и за колючей проволокой, в ней есть все
атрибуты учебного процесса — первый
звонок, последний звонок и, конечно,
выпускной.
Далеко не все, кому по закону необходимо учиться, желают это делать. И тут учителям приходится быть ещё и психологами.
– Здесь нужно с человеком поговорить, убедить. — продолжает Людмила Евгеньевна. — Помню, был у меня ученик, который пришёл в день экзамена и сказал, что не хочет его сдавать, что устал и ему ничего не нужно. Но мы его уговорили, он всё сдал, получил аттестат. Летом у него закончился срок отбывания наказания. А в сентябре мы приезжаем с учителями на работу, а он стоит у ворот колонии, ждёт нас. Решил поблагодарить. Оказалось, что благодаря образованию он смог найти хорошую работу и жизнь его наладилась.
В итоге некоторые так проникаются учебным процессом, что даже начинают участвовать в различных конкурсах и олимпиадах, пишут эссе, отправляют рисунки на конкурсы.
– Наши ученики регулярно получают грамоты и даже занимают призовые места в конкурсах. А мы стараемся поддержать осуждённых, которые уже окончили учёбу у нас, но отбывают наказание дальше и при этом хотят продолжить получать новые знания и открывать что‑то для себя интересное. Мы понимаем, что это для них серьёзный шаг в социализации и большое подспорье для того, чтобы, вернувшись на свободу, начать новую, законопослушную жизнь.