Об этом, а также о том, как создавался проект, и о работе над мюзиклом рассказали на пресс-конференции режиссёр спектакля, главный режиссёр Северодвинского театра драмы Анастас Кичик, руководитель театральной студии «Люди и Лица», исполняющий обязанности директора Дворца культурыАлександр Дунаев и участники спектакля.
Александр Антонович рассказал, сколько труда, сил, коллективных творческих идей было вложено в создание «Саги»: тут и написание проекта, и кастинг для участников, и работа с самодеятельными актёрами (хотя «костяк» спектакля составляли опытные участники театральной студии «Люди и Лица»), работа авторов над словом, музыкой и аранжировкой.
Кроме того, своей задачей организаторы видели привлечение к проекту молодёжи и желание обратить внимание нового поколения на удивительное творчество Бориса Шергина, 130‑летие которого отмечается в нынешнем году.
Итак, по условиям проекта нужно было сыграть десять представлений «Поморской саги» для широкого зрителя. Начали 4 декабря прошлого года, и сегодня, 17 мая, — десятый показ.
– Мне за эту работу не то чтобы не стыдно, я считаю её своей большой удачей, — сказал режиссёр Анастас Кичик. — Работа над «Поморской сагой» была для меня большой школой, как профессиональной, так и человеческой. И, думаю, не только для меня, но и для участников, и всех, кто был задействован в постановке спектакля.
Надежду Притыкину, исполнительницу роли Аграфены, матери Ивана, с натяжкой можно назвать самодеятельной актрисой, поскольку она сама работает в Ломоносовском дворце культуры режиссёром массовых мероприятий.
– Два месяца интенсивных репетиций перед премьерой были самыми напряжёнными, — говорит Надежда Притыкина. — Я так уставала, что в перерывах спала на стульях. В спектакле мне надо было продавать булочки, нахваливая их на разных языках. Написала знакомой в Норвегию, она мне составила предложение по‑норвежски с транскрипцией и ударениями, потом мне помогли сказать фразу на итальянском. Учила фразы постоянно, например на остановках в ожидании автобуса…
Помните, у Шергина «Аграфена и по‑аглицки умела любого мистера похвалить и обложить», поскольку в те времена Архангельск был городом с иностранной общиной — обширной Немецкой слободой, не хуже, чем в Москве. Вот зачем актрисе нужны были фразы на иностранных языках.
В спектакле два разновозрастных Ивана, роль юного беглеца в Данию играют три исполнителя. Один из исполнителей роли молодого Ивана — солист хореографического ансамбля «Пульс» того же Ломоносовского дворца культуры Марк Чистяков.
– Молодым людям, моим сверстникам, как бы далеко они ни бежали — хоть на край земли, где вроде бы считается, и трава зеленее и горы выше, — нужно уметь возвращаться обратно, — высказал своё мнение Марк. — Любите то, что имеете. Главный герой спектакля, несмотря на благополучную жизнь за границей, не смог быть счастлив до конца, ему не хватало душевной теплоты матери и родины в её образе. На мой взгляд, спектакль получился классным…
Взрослого Ивана в спектакле сыграл Денис Давыдов, который, как оказалось, из потомственной семьи моряков.
– Архангельск — странный город, портовый, а море далеко, — говорит Денис. — В ходе проекта, читая Шергина, я понял, что море — в душах архангелогородцев. В сердцах, историях, в самом поморском слове. Всё что у нас есть — это любовь к морю, реке, к своему краю.
И главный вопрос, который задали на пресс-конференции, — что же, спектакль-мюзикл, столь полюбившийся зрителям, так и «уйдёт»? На что Александр Дунаев ответил:
– Спектакль в нынешнем его состоянии, скорее всего, показан больше не будет. Он завершён в рамках проекта и финансирования. Отдельные хореографические или вокальные номера, возможно, будут показаны на разных мероприятиях, например нас приглашали на предстоящий фестиваль «Белый июнь». Думаю, спектакль со временем перейдёт в какие‑то другие формы или даже новую историю…