Икону два года реставрировала в Москве, во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря реставратор высшей категории Лариса Александровна Миронова. А поступила икона в музей, по словам Татьяны Кольцовой, заведующей отделом древнерусского искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», в 1971 году.
– Не первый год в «Ночь музеев» мы показываем вновь открытые памятники для широкого зрителя, — говорит Татьяна Михайловна. — Можно сказать, что это уже традиция. В прошлые годы зрители увидели иконы «Апокалипсис», «Апостольская проповедь», «Поклонение Кийскому кресту». Параллельно реставрационным работам в музее ведутся научные исследования и изучается каждая икона.
Как рассказала Татьяна Кольцова, Ленский район в 1960–1970-е годы посещали экспедиции музея. Оттуда вывезены уникальные памятники. Например, в постоянной экспозиции музея представлена икона «Архистратиг Михаил — грозных сил воевода» начала ХVIII века из заброшенной церкви ленского села Туглим.
Икона «Богоматерь всех скорбящих радость», которую впервые покажут в этом году в «Ночь музеев», происходит из погибшего храма Богоматери всех скорбящих радость в Яренске.
Документы об истории иконы искать не пришлось, поскольку при реставрации иконы обнаружилась надпись — кто, когда и для какого храма эту икону заказал написать. Те, кто побывает на мини-экскурсиях в «Ночь музеев» или просто заинтересуется историей иконы, узнают подробности из аннотации или от экскурсовода.
Время создания иконы — 1716–1717 годы — восходит к Петровской эпохе. До начала реставрационных работ живопись еле просматривалась под слоем сильно потемневшей олифы и слоем загрязнений, можно было с трудом определить сюжет. Историческую надпись прочитать было совершенно невозможно. Зрители теперь смогут оценить работу реставратора — икона просто засияла красками.
А история почитания на Руси иконы «Богоматерь всех скорбящих радость» начинается в Москве в 1688 году, когда чудотворный образ появился в церкви на Большой Ордынке. В северных храмах сохранились древние образы Скорбящей Богоматери. В начале ХVIII века Яренский уезд входил в состав Великоустюжской епархии, которая всегда отличалась высоким уровнем развития художественных ремёсел. Об этом свидетельствует и мастерство северного иконописца, создававшего икону «Богоматерь всех скорбящих радость».
По словам Татьяны Кольцовой, реставрация и укрепление памятников — это постоянный процесс. Вскоре музейщики опять отправляют иконы в Москву и Санкт-Петербург, а также ждут прибытия уже отреставрированных памятников.
Отреставрированная икона после «Ночи музеев» не останется в экспозиции, но потом, несомненно, будет показана на временных выставках, посвящённых северной иконописи.
Напомним, «Ночь музеев» состоится в субботу, 20 мая. Музей откроет двери в 18 часов, мини-экскурсии к иконе «Богоматерь всех скорбящих радость» намечены на 18:00, 19:30, 22:30.