20.05.2023 13:00

«В России я испытал настоящее эмоциональное потрясение»

Русская культура остаётся связующим звеном, позволяющим народам поддерживать дружеские отношения во все времена
Жан-Кристоф Делоне, 2023 год
Юрий Барашков и Жан-Кристоф Делоне, Нормандия, 2023 год

О французе Жан-Кристофе Делоне рассказал Юрий Анатольевич Барашков, который сейчас живёт во Франции вместе со своей женой Элен Барашковой-Терьшан, известной французской писательницей и журналисткой.

Напомним, что Юрий Анатольевич Барашков – архитектор, издатель, профессор, чья жизнь, а также просветительская и политическая деятельность неразрывно связаны с Архангельском. И сейчас, проживая во Франции, он ищет культурные и исторические связи двух народов. О чём пишет в книгах, которые издаются и во Франции, и в России.

Однажды он рассказал, что по интернету его разыскал французский коллекционер Жан-Кристоф Делоне, с которым он познакомился в Архангельске в 2005 году. Юрий Анатольевич вспомнил, что тогда он ему подарил книгу «Ностальгия по деревянному городу» с надписью: «Жан-Кристофу. Мне очень повезло, что мы познакомились. Надеюсь на продолжение нашей начинающейся дружбы». И она неожиданно продолжилась во Франции.

Мы попросили Юрия Анатольевича связаться с Жан-Кристофом и в свою очередь попросить его рассказать о том, почему его так интересуют русская культура и история. И откуда истоки такого интереса? Вот что он рассказал:

– Именно сейчас, когда Россия оказалась в значительной международной изоляции, я попытаюсь кратко изложить свою историю и свою страсть к культуре и истории России.

Для этого мне нужно забраться в далёкое прошлое. Мой предок Симон Сезар Делоне был продавцом книг и издателем в Париже на Пале-Рояль в середине девятнадцатого века. Его клиентом был Российский императорский двор. В то время это был, пожалуй, один из двух крупнейших книжных магазинов в Париже. Симон Сезар Делоне имел возможность несколько раз в год ездить в Санкт-Петербург и Москву. Это была просто семейная история, которая до поры до времени не вызывала у меня особого интереса. Но когда мне было около сорока, у меня проснулся интерес к своим корням. Я решил попытаться отследить пребывание моего предка в России.

Так я впервые попал в Москву в 1993 году. Во время той первой поездки особых открытий для меня не было, но я начал посещать музеи, в частности Третьяковскую галерею. Это было для меня настоящим эмоциональным потрясением. Я много где побывал, много слушал, много видел, тогда же решил выучить кириллицу, чтобы как минимум ориентироваться в названиях улиц или станций метро. Я знакомился с людьми, которым было любопытно знать точку зрения француза, родившегося в 1955 году, на Советский Союз.

Я тщательно продумывал планы моих путешествий. Так, я не хотел останавливаться в отелях, предпочитая жизнь и быт простых людей. Поэтому я предлагал небольшую сделку – просил семью, которую мне рекомендовали, приютить меня, а я в обмен брал на себя расходы на пропитание всей семьи, независимо от количества её членов и времени моего пребывания.

У меня всегда были при себе блокнот и карандаш, чтобы я мог объясниться, потому что большей частью общение сводилось к минимуму, я не говорил по‑русски. Так я побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Архангельске.

Этот способ путешествия позволил мне познакомиться с удивительными людьми, и именно в этих условиях я познакомился с Юрием Барашковым в Архангельске. Это было в 2005 году. В то время я жил в семье, которая предложила мне встретиться с Юрием Анатольевичем, зная мою страсть к архитектуре и к старинным домам, построенным из дерева.

Мы провели волшебное время в доме Юрия. Моя подруга занималась переводом, и мы смогли обменяться мнениями о необычайной работе, проделанной Юрием для сохранения памятников архитектуры Архангельска, в прошлом полностью деревянного города. Он подарил мне книгу «Ностальгия по деревянному городу» и подписал: «Надеюсь, что наша случайная встреча со временем превратится в дружбу».

Но я тогда и представить себе не мог, что однажды мы сможем встретиться. После того как он дал мне автограф на своей книге, я не думал, что когда‑нибудь увижу его снова.

Когда я находился в Архангельске, у меня появилась возможность побывать на Соловецких островах, жемчужине природы и архитектуры, имеющих, однако, несколько мрачных страниц истории.

Но вернусь к моим первым поездкам в Москву и Санкт-Петербург, где было столько открытий. Это было в 2000‑х годах. Из каждой поездки я пытался привезти с собой несколько небольших сувениров или предметов, не имеющих коммерческой ценности, но которые казались мне оригинальными. Как, например, коллекцию из более чем 500 этикеток на спичечных коробках, которые благодаря тематическому разнообразию и оригинальному графическому дизайну сами по себе пересказывают почти всю советскую историю.

Это всего лишь один пример… Уже тогда я представлял, что смогу организовать во Франции выставку, посвящённую искусству и культуре России и СССР, что и осуществил в 2001 году.

Я продолжил свои поездки, в частности побывал в Новосибирске, в Академгородке. Там я читал небольшие лекции студентам, которые изучали французский язык.

Мне было всё интересно: как готовить на кухне, ходить по магазинам, просто гулять по улицам в сельской местности, встречаться с людьми разного социального уровня и любой культуры, наделёнными добротой, непредубеждённостью и невероятным любопытством.

За последние 30 лет у меня накопилось огромное количество вещей из тех поездок. Проживая сейчас в Нормандии, я подготовил большую выставку в Довиле под названием «Россия, 1889–1989… 100 лет искусству и истории».

Почему были выбраны такие временные рамки? В 1889 году именно к большой Всемирной выставке в Париже возведена Эйфелева башня, и это также великий период франко-российской дружбы. 1989 год – разрушение Берлинской стены и конец СССР.

Вот темы, затронутые на моей выставке: история, живопись, скульптура, литература, музыка, театр, кино, фотография, плакаты, карикатура, балет, космос, повседневная жизнь, ремёсла, архитектура, мода, спорт. В каждой теме – редкие предметы, документы, картины, звуковое сопровождение, киноленты. Но, к сожалению, геополитическая ситуация такова, что в настоящее время невозможно организовать эту выставку здесь, во Франции. Но я сохраняю всю свою любовь, интерес и страсть к вашей великой и прекрасной стране, её народу, её истории, её культуре.

И что самое удивительное – сбылось предсказание Юрия Барашкова – мы встретились и стали друзьями, и это почти через двадцать лет!

В завершение рассказа Жан-Кристофа Делоне стоит сказать, что народная дипломатия, построенная на взаимном уважении и взаимном интересе к истории и культуре, важна в любые времена. Это те ниточки, которые не должны разрываться ни при каких обстоятельствах. Рассказ Жан-Кристофа Делоне – подтверждение этому…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО