20.05.2023 09:00

Северное речное пароходство в этом году отметит 165‑летие со дня основания

Также старейшая судоходная компания отметит ещё одну юбилейную дату — 100-летие национализации
ПЛ С-21 встречает командир дивизиона Колышкин. Из альбома С. Н. Табанина
Подводная лодка С-15 возвращается из четвёртого боевого похода

История пароходства — это и самоотверженный труд речников в мирное время, мужество и героизм во времена военных испытаний.

Мало об этом знают, но свою лепту в Победу над фашистами речники Северного речного пароходства внесли, не только сражаясь на фронтах, но и участвуя в перегоне подводных лодок по Северной Двине — секретной операции Государственного комитета обороны СССР по укреплению боевых сил Северного флота.

В архиве пароходства сохранились свидетельства об участии плавсостава и работников береговых служб в этой операции.

Как известно, фашисты намеревались молниеносно овладеть Мурманском, Полярным, изолировать Кольский полуостров от центральных районов страны, оккупировать Карелию, бассейн Белого моря и захватить Архангельск. С началом войны в театр боевых действий на Севере гитлеровское командование перебросило крупные соединения надводных кораблей, подводных лодок и морской авиации.

В предвоенное время приаркти­ческие территории Советского Союза были ещё недостаточно укреплены и подготовлены к войне. Северный флот, один из самых молодых флотов Советской России, сформировался и начал своё боевое дежурство, по сути, в последние мирные годы.

Для того чтобы усилить северные рубежи, Государственным комитетом обороны СССР и наркомом ВМФ адмиралом Николаем Кузнецовым принимаются стратегически важные шаги по укреплению боевых сил Северного флота.

Одним из таких решений стали специальные операции по переброске подводных лодок с других флотов страны на Северный. Происходило это в разные временные периоды, различными способами, начиная с 1941‑го и включая весеннюю навигацию 1944 года.

К примеру, в 1942 году шесть подводных лодок Тихоокеанского флота С-51, С-54, С-55, С-56, Л-15 и Л-16, чтобы достичь баз Северного флота на Кольском полуострове, пересекли Тихий океан, спустились к экватору, прошли Панамским каналом в Атлантику, поднялись выше Северного полярного круга и оттуда проследовали на базы Северного флота. «Это был первый за всю историю советского подводного флота столь длительный переход. Каждая из субмарин пробыла в море 2200 часов и оставила за кормой 17 тысяч миль», — отмечал в своём исследовании профессор Владимир Булатов.

Столь длительный и географически сложный переход подводных лодок был обусловлен тем, что в 1942 году иного способа перевести их на Северный флот просто не было. Появился он позже, когда успехи Советской армии позволили освободить от захватчиков часть территории нашей страны и после Сталинградской битвы было восстановлено судоходство на Волге.

В 1943 году Государственный комитет обороны принимает решение доставить шесть подводных лодок — «С‑14», «С-15», «С-103», «С-104», «М-200», «М‑201» — из Каспийского моря в Белое по внутренним водным путям во время весеннего паводка. Операция должна была проходить в режиме полной секретности.

Подготовительные мероприятия по переброске подлодок внутренними водными путями начались 18 марта 1943 года.

Из Каспия, от Астрахани до Горького (Нижнего Новгорода), особый отряд подводных лодок (ООПЛ) шёл своим ходом. На заводе «Красное Сормово» в Горьком для уменьшения осадки с подлодок сняли твёрдый балласт, аккумуляторы, орудия, боезапас, перископы, кислородные баллоны и т. д. ПЛ поместили в плавучие доки.

Плавучие доки с лодками отправлялись из Горького поодиночке, по мере готовности, в период с 7 по 15 мая. Маршрут предварительно изучила группа офицеров ВМФ. От Каспия до Горького ООПЛ сопровождал водолазный бот, на Сухоне — баржа с понтонами.

Из Волги подлодки вошли в Рыбинское водохранилище, дальше шли по реке Шексне, Кубенскому озеру, Сухоне, Северной Двине. Караван сопровождал офицер-гидрометеоролог, получавший от командования ВМФ регулярные прогнозы погоды. 148‑я истребительная авиационная дивизия Череповецко-Вологодского района ПВО была наготове отразить вражеский авианалёт. Неподалёку от г. Кириллова к ООПЛ присоединились тральщики Беломорской военной флотилии.

Время нахождения плавдоков в пути на участке от Горького до Архангельска составило примерно 16–17 суток.

В 1944 году тем же маршрутом были передислоцированы подводные лодки «С-16», «С-17», «С-19».

Всего за два года ООПЛ обеспечил переброску девяти подлодок, средних и малых: шести в 1943‑м, трёх в 1944 году.

В архиве Северного речного пароходства сохранились свидетельства об участии плавсостава и работников береговых служб в этой героической операции 1943–1944 гг. по передислокации ООПЛ. За участие в спецоперации речники были отмечены высокими государственными наградами.

З. П. Корюкаев

Зосима Прокопьевич Корюкаев, начальник Котласского эксплуатационного участка (Северного речного пароходства), награждён в 1943 году медалью «За трудовое отличие». Описание подвига в приказе, опубликованном на сайте «Подвиг народа»: «При выполнении спецзадания ВМФ по буксировке ООПЛ — ОПК (отдельный отряд подводных лодок оборонно-промышленного комплекса. — Прим. ред.) в навигацию 1944 года обеспечил сосредоточение флота в пункте отправления».

Н. Я. Большаков

Николай Яковлевич Большаков, начальник Котласского диспетчерского участка, «за организацию перехода подводных лодок с р. Волги на Северный флот по Северо-Двинской системе, рекам Сухона и Северная Двина, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.09.1943 № 605/294 за успешное выполнение заданий правительства и военного командования по перевозкам оборонных и народно-хозяйственных грузов награждён орденом «Знак Почёта», — есть такой материал в книге В. Н. Маркова «Архангельск — столица водного транспорта».

В трудовой книжке Михаила Демидовича Стрекаловского, шкипера баржи № 2037 Северного речного пароходства, есть указание на высокую награду. В том памятном 1943 году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени (приказ от 12.11.1943) и знаком отличника соцсоревнования. М. Д. Стрекаловский, очень вероятно, был участником этой спецоперации.

Запись в трудовой книжке М. Д. Стрекаловского

Более обширную информацию об участниках операции особого отряда подводных лодок, по всей видимости, ещё предстоит найти.

Справка:

История Северного флота ВМФ России в организационном плане начинается c 1 июня 1933 года: в тот день на основе циркуляра начальника Штаба РККА Александра Егорова была сформирована Северная военная флотилия. Местом её базирования был определён Мурманск, куда с Балтики были переведены два отряда надводных кораблей и подводных лодок. Тогда же началось строительство первой военно-морской базы в Полярном. 11 мая 1937 года приказом народного комиссара обороны СССР Климента Ворошилова Северная военная флотилия была переименована в Северный флот.

Из книги В. Н. Булатова «Адмирал Кузнецов»: «К началу войны (Северный флот. – Прим. ред.) располагал незначительным количеством боевых сил. В его составе насчитывалось до 40 кораблей различных классов, в том числе 15 подводных лодок, 8 эскадренных миноносцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 1 минный заградитель, 14 малых охотников за подводными лодками и несколько гидрографических судов. Военно-воздушные силы флота имели 116 самолётов.

Внутренние и внешние коммуникации на Архангельском Севере защищала вновь созданная Беломорская военная флотилия.

В сентябре 1941 года в состав Северного флота были зачислены подводные лодки К-3, К-21, К-22, К-23, С-101, С-102, Л-20, Л-22, прибывшие из Ленинграда… К сожалению, в тот год положение на Ленинградском фронте не позволило Наркомату ВМФ и дальше усилить Северный флот за счёт кораблей с Балтики».


В публикации использованы материалы из архива Северного речного пароходства, сведения из книги профессора В. Н. Булатова «Адмирал Кузнецов», из книги потомственного речника В. Н. Маркова «Архангельск – столица водного транспорта», а также информация из открытых источников интернета: https://naukarus.com/perebroska-podvodnyh-lodok-po-vnutrennim-vodnym-putyam-v-1943–1944‑gg.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Изабэлла-Мария ЗАСЕЦКАЯ