Конечно, в театре кукол не обошлись без кукол и были показаны сценки с участием Петрушки и его верной собаки Мухи, которые в те годы игрались прямо на фронтах и в госпиталях, а также в тылу, на заводах и полевых станах. Артисты Архангельского театра кукол тоже в годы войны были участниками фронтовых концертных бригад.
Сценарий написала артистка Валентина Родькина, поставила спектакль-концерт режиссёр театра Нина Туманова. В нём приняли участие как именитые актёры Светлана Михайлова и Ростислав Киселёв, так и пока званиями не отмеченные Вячеслав Зоболев, Светлана Леткова, Полина Гапоненко, Илья Батурин и Алексей Тетенов. Как рассказала режиссёр, инициаторами постановки были молодые актёры, потом к ним, тоже по своей инициативе, захотели присоединиться старшие коллеги.
– Да, в спектакле есть печальные, страшные моменты, но много и смешного, — говорит Нина Туманова. — Мне хотелось бы создать такие «горки» зрительского настроения. Нельзя же так — всё время грустно, страшно, больно. В какой‑то момент зритель должен выдохнуть. Вообще, спектакль — про преодоление, про Победу…
Артисты в спектакле сами исполняли знакомые песни военных лет — «Песенку фронтового шофёра», сатирическую «Барон фон дер Пшик», «Пора в путь-дорогу». Лирические и военные стихи Константина Симонова, Ольги Берггольц, Михаила Львова, Арсения Тарковского, Веры Инбер, Ольги Фокиной, Александра Твардовского, Юрия Левитанского, Давида Самойлова чередовались с документальным материалом — воспоминаниями детей войны: будущего народного артиста СССР Мстислава Ростроповича, малолетней узницы концлагеря Саласпилса, шестилетнего сына полка, ребёнка из блокадного Ленинграда.
А балаганный «петрушечный» театр помогал переживать тяготы военного времени, вызывал смех, когда было сложно просто улыбаться. Сценка под условным названием «Петрушка и фашист» взята, по словам режиссёра, из 1939 года, когда страшная беда приближалась с неумолимой силой. Главный герой был носителем народной смекалки, выходившим из любых передряг. Куда врагу противостоять такому удальцу с дубинкой! Пусть юмор грубоватый и прямолинейный, что называется, «солдатский», но он был действенным оружием.
К слову, в спектакле звучат народные частушки военных лет что‑то вроде «Сидит Гитлер на заборе…». Так вот, одна оказалась авторской и сочинена буквально накануне премьеры артистом Ильёй Батуриным, хотя её невозможно отличить от фольклора сороковых лет.
Спектакль построен как семейная история: из дома на войну ушли молодёжь и глава семьи, мать осталась одна — ждать. Как тут не вспомнить историю «Роменской мадонны» Александры Деревской, в годы войны ставшей мамой 65 детям-сиротам, в том числе вывезенным из блокадного Ленинграда. Финал оптимистический — все возвращаются в родной дом и празднуют Победу.
Зрители приняли спектакль «И память нам покоя не даёт…» очень тепло, с удовольствием подпевали, что не возбранялось, а только приветствовалось. Режиссёр обещала, что спектакль войдёт в репертуар театра, а значит, будет показан ещё не раз, не только ко Дню Победы.
– Для меня русский характер — это когда вопреки и несмотря ни на что, — считает режиссёр спектакля Нина Туманова. — Мы и победили в той великой войне вопреки и несмотря ни на что…