Почему это важно вспомнить? Потому, что выставку, посвящённую будущему полувековому юбилею Архангельского молодёжного театра, готовила очень серьёзная профессиональная команда – московская студия «Точка дизайна» и сотрудники самого театра.
Концепция любой выставки начинается с названия, видимо, её тщательно искали. И зрителю представили слегка переиначенную строчку из упомянутой песни. В оригинале она звучит так:
«А без меня, а без меня
Тут ничего бы не стояло,
Тут ничего бы не стояло,
Когда бы не было меня…»
«Без меня» – это обобщение, там речь идёт о простом рабочем малом, живущем в ракетный век и создающем все блага. Если же поменять на «тебя» – это уже конкретизация. И создатели выставки явно указывают на человека, вокруг которого вертится вся жизнь и история театра. Разумеется, это Виктор Петрович Панов – его создатель и бессменный руководитель.
В самом начале выставки ничего не ведающий о ней посетитель может прочитать краткую её концепцию. Вот небольшая цитата, чтобы я ничего не напутала и вам всё сразу было понятно: «Выставка-лабиринт не что иное, как способ осмысления архива театра через призму визуального и современного искусства. Комнаты архива служат своего рода маркерами времени и раскрывают суть происходящего в городе, в обществе, в стране, каждый раз обращаясь к своему зрителю. Объекты, представленные на выставке, являются безмолвными свидетелями ушедшего и настоящего, а произведения современных художников предлагают собственные сценарии будущего и инициируют диалог с артистами труппы. Тексты в пространстве выставки играют роль проводников по лабиринту памяти, где вкупе с видео допускают вольную интерпретацию прочитанного и услышанного самим зрителем».
Что вдохновляет? Дважды в тексте-представлении говорится о том, что зрителю предлагается свобода восприятия и интерпретаций. Ещё одна цитата: «…поэтому блуждание по лабиринту превращается в индивидуальный чувственно-эмоциональный опыт и одновременно попытку реконструкции и пересборки пройденного пути».
Значит, можно чувствовать всё что угодно? И даже выражать свои чувства? И за это не получишь ответной реакции, если вдруг эта оценка придётся кому‑то из её создателей или героев не по душе? Такая удивительная свобода слова, заплутавшая в лабиринте памяти. Блуждать бы там и блуждать…
Но если хорошо поблуждать, а потом хорошо переосмыслить свой чувственно-эмоциональный опыт, то придёшь к выводу, что очень правильно выбрана форма лабиринта для наполнения её историей театра, преломлённой через гений его руководителя. То, что это гений – как раз разночтений нет. Во всяком случае, ни у кого из выступающих или присутствующих на выставке и её презентации даже мысли такой возникнуть не могло.
Да и правда, Молодёжный театр полностью зависел и зависит от воли одного человека и подчинён этой воле. И главное, что актёрам это очень нравится – они говорили это и на презентации книги «Мы сами создавали своё будущее», и на представлении выставки.
Но чтобы ни у кого не возникла мысль о неком авторитарном руководстве Виктором Петровичем театром, в том же представлении есть такие строки: «Почему я всё разрешаю им? А потому, что в человеке должно родиться желание что‑то попробовать», – говорит в интервью для книги „Мы сами создавали своё будущее“ основатель Молодёжного театра Виктор Панов. С первых дней он активно выступает за позицию думающего и читающего, но главное, критически мыслящего актёра, режиссёра и зрителя».
Вообще, в лабиринте выставки много цитат Виктора Панова, здесь же можно услышать его голос в наушниках, а на стены проецируются его изображения. Много цитат и о самом Викторе Петровиче – о нём говорят актёры, критики, известные люди.
Выставка расположена в шести пространствах, на которые разделены два музейных зала Гостиных дворов. Сначала посетители попадают в «Комнату Вити», где стоит кровать с матрасом – напоминание о травме, которую будущий создатель театра получил в детстве и с которой ему удалось справиться.
В одном из залов лабиринта представлен архив с важными для истории театра документами, если пойти дальше, можно увидеть фрагменты сценографии, костюмы и реквизит из знаковых спектаклей. И даже троих Хичкоков, как пояснила Мария Атрощенко, одна из создателей выставки.
Ещё можно встретиться с объектами современного искусства, которые создали молодые художники из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Владикавказа. Они завершают лабиринт.
Честно говоря, человеку с клаустрофобией, то есть тому, кто боится замкнутых пространств, будет непросто – тем более что в буквальном смысле слова ощущаешь концентрацию энергетики, накопленной театром почти за полсотни лет. И хочешь выйти, да не можешь. Крепко держит театр!
Виктор Петрович Панов во время открытия выставки сказал, что лучшим подарком театру к юбилею было бы новое здание. Присутствующая на открытии выставки Оксана Светлова, министр культуры Архангельской области, пока подарила Виктору Петровичу букет цветов. Что логично – выставка открывалась накануне его дня рождения.
Создавалась выставка при поддержке министерства культуры, Фонда поддержки национальной премии «Гражданская инициатива», акционерного общества «Финансовая корпорация Уралсиб» и Губернаторского центра Архангельской области.
50‑летие Молодёжный театр будет отмечать в 2025 году. Подготовку к этому событию он начал очень активно – уже вышла книга, открылась выставка, а во время нынешнего фестиваля уличных театров состоится премьера фильма «Эфир», который минувшим летом в Архангельске снял режиссёр Николай Флотский. Главные действующие лица фильма – Виктор Панов и его артисты.
Честно говоря, кажется, что такой темп ещё два года выдержать трудно. С другой стороны – уже было заявлено о возможной подготовке второго тома книги по истории театра. Со временем возникнут и другие проекты…
Но, пожалуй, вернёмся к песне, которая дала смыслы выставке. И посмотрим немного вглубь, то есть почитаем текст. Песня заканчивается так:
«А без меня, а без меня
И солнце б утром не вставало,
И солнце б утром не вставало,
Когда бы не было меня»…
Наверняка на то, что мы доберёмся до этих строк, рассчитывали дальновидные создатели многоступенчатого лабиринта. Значит, его можно раскручивать всё дальше, продолжая делать пересборку пройденного пути хоть до 2025 года…