12.05.2023 09:00

В Архангельске обсудили перспективы и проблемы арктического рыболовства

В столице Поморья продолжает свою работу международная конференция по биоресурсам и рыболовству в Арктике
Фото: Кирилл Иодас/пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области
Фото: Кирилл Иодас/пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области
Фото: Кирилл Иодас/пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области
Фото: Кирилл Иодас/пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области

В работе конференции участвуют более 250 специалистов, чьи интересы касаются сохранения рыбных запасов и развития рыболовства в Арктике, практически из всех регионов России, а также представители Китая, Белоруссии и стран Африки.

Ключевым событием конференции стала панельная сессия на тему «Водные биологические ресурсы. Рыболовство и сохранение запасов в Арктике». В дискуссии приняли участие руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков и губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, а также представители отраслевой науки и бизнес-сообщества.

Как отметил глава Росрыболовства, интересы России в Арктике в области рыболовства достаточно велики. Вместе с тем приоритет освоения биоресурсов региона — это их сохранение. Россия во всех международных организациях ведет себя поступательно и ответственно, руководствуется научными обоснованиями, что особенно важно для рыболовства. Это касается вопросов работы в таких международных конвенционных организациях, как НЕАФК (Северная Атлантика), АНТКОМ (Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики) и, конечно, работы в Арктике.

— Россия и еще девять стран подписали соглашение о противодействии ННН-промыслу, договорились не начинать коммерческий вылов в центральной части Арктики, потому что считаем, что сначала нужно научно обосновать, что мы можем делать в этом регионе, какими орудиями лова ловить, что ловить, и после этого уже принимать решение о том, как совместно управлять ресурсами именно в открытой части. Наука — основа развития рыболовства. Мы должны отвечать за запас. Есть такой термин «устойчивое рыболовство» — для России это один из самых важных тезисов. Только в рамках этого принципа мы всегда работали и будем продолжать работать, — пояснил Илья Шестаков.

Если говорить о российской части Арктики, то наша страна обладает самой протяженной береговой линией в этой акватории. Отечественные рыбаки добывают в арктических морях около полумиллиона водных биоресурсов в год — более 10% от общероссийского вылова. Конечно, в первую очередь это Баренцево и Норвежское моря, есть положительная динамика на промысле северной креветки и крабов.

— Здесь очень важен не только объём вылова, это, безусловно, и рабочие места, и развитие непосредственно арктических регионов, — сказал Илья Шестаков.

Глава Росрыболовства отметил, что в рамках второго этапа инвестиционных квот и распределения квот крабов на аукционах с инвестиционными обязательствами предусмотрено стимулирование развития инфраструктуры, — это важно для всего Арктического региона.

— За последнее время мы провели большое количество научных исследований, наши научные суда совершили два трансарктических перехода, специалисты изучали рыбные запасы всей Арктики. И в этом отношении много что удалось сделать: мы открыли и ввели в коммерческий оборот новые запасы в Чукотском море, открыли запасы в Карском море, правда, пока ещё не ввели их в промысел. Происходят климатические изменения, очень важно смотреть за динамикой распределения запасов, в том числе в море Лаптевых и других арктических морях. Накопленные данные дадут возможность более точно прогнозировать с точки зрения науки, что будет происходить в Арктике, — сказал Илья Шестаков.


По мнению губернатора Архангельской области, потенциал северных морей в ближайшее время покажет существенный рост, и появятся новые участки, которые могут быть введены в промысел. В то же время он отметил важнейшую роль Северного морского пути в развитии рыболовства в Арктике. На модернизацию инфраструктуры на этом направлении сегодня выделены серьезные ресурсы государства.

— В ближайшее время Северный морской путь будет серьезным двигателем развития северных территорий. С одной стороны, таяние льдов в Арктике делает этот путь более доступным, с другой — он является суверенным транспортным коридором России, что в сегодняшних внешнеполитических условиях крайне важно, — отметил Александр Цыбульский. — В связи с этим важным становится и развитие архангельского транспортного узла.

Глава региона добавил, что за прошлый год объем перевалки грузов в области показал рост практически на 20%, в том числе по каботажным, внутренним грузоперевозкам.

— Большую часть грузооборота через порт, конечно, составляет нерыбная продукция, но и по этому направлению фиксируем рост. У нас есть хороший опыт взаимодействия с компанией «Доброфлот», — сообщил Александр Цыбульский.

С 2017 по 2020 год «Доброфлот» поставил рыбную продукцию судами-рефрижераторами по Северному морскому пути с Дальнего Востока через порт Архангельск. При этом срок поставки рыбы из районов вылова в Москву с учетом выгрузки в порту Архангельск составлял 18–19 дней (от Владивостока до Москвы).

Глава региона отметил также: для того, чтобы Северный морской путь в части грузоперевозок смог составить конкуренцию южным транспортным коридорам, уже сейчас необходимо решать ряд серьезных вопросов, в том числе по субсидированию морских перевозок по аналогии с железнодорожными.

— Сейчас мы прорабатываем возможность субсидирования перевозки грузов и по Северному морскому пути с федеральными структурами. Это важно, поскольку обеспечение ледокольной проводки судов, безопасности на протяжении СМП — мероприятия дорогостоящие, — подчеркнул Александр Цыбульский.

Развитие портовой инфраструктуры, строительство новых судов, развитие рыболовства требуют и наличия профессионально подготовленных кадров. Этот вопрос также стал одним из ключевых на пленарной сессии.

— Сегодня мы находимся в той точке, когда начинаем понимать, что для любой отрасли кадры — самый важный ресурс. Инфраструктуру можно создать, но без профессиональных кадров она работать не будет, — считает Александр Цыбульский. — Поэтому мы уделяем повышенное внимание подготовке квалифицированных кадров, в том числе в отрасли рыболовства.

В частности, глава региона напомнил, что в 2021 году на базе Архангельского морского рыбопромышленного техникума создана Высшая школа рыболовства и морских технологий САФУ, где на сегодняшний день по пяти специальностям обучаются более 500 человек. А с 1 сентября 2023 года здесь приступят к реализации новой программы бакалавриата по направлению подготовки «Водные биоресурсы и аквакультура».

— В этом году 150 специалистов — это выпускники высшей школы — приступят к работе в отрасли рыболовства. Они прошли практику на предприятиях, так что это уже не теоретики, а готовые профессионалы, — подчеркнул Александр Цыбульский.

На панельной сессии с подробностями о научных исследованиях в арктических морях выступил директор Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) Кирилл Колончин.

Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев рассказал о роли бизнеса в освоении Арктики, рисках и интересах «первопроходцев».


Первый заместитель генерального директора ООО «Инарктика СЗ» Юрий Киташин поделился видением перспектив развития лососеводства в арктическом регионе.

Директор программ по развитию системы управления экологической безопасности департамента по внедрению системы управления операционной деятельностью и производственной безопасности блока «Разведка и добыча» ПАО «Газпром нефть» Руслан Муслимов рассказал о соглашении с Росрыболовством и подведомственным ФГБУ «Главрыбвод» и планах мероприятий, которые компания будет проводить по компенсации ущерба от своей деятельности водным биоресурсам и среде их обитания.

Глава Росрыболовства подчеркнул, что вопрос экологической ответственности приобретает все больший вес.

— Сохранение запасов Арктики — это совместная задача не только с другими приарктическими странами, но в том числе с теми компаниями, которые ведут добычу полезных ископаемых. Только на основе баланса рыболовства и другой деятельности компаний в регионе мы сможем четко регулировать освоение Арктики, чтобы сохранить ее природные богатства, — отметил Илья Шестаков.

Работа конференции по биоресурсам и рыболовству в Арктике продолжается. В формате круглых столов участники обсудят вопросы развития аквакультуры, состояния запасов анадромных видов рыб, исследования и освоения водных биоресурсов Арктики и другие, сообщает пресс-служба губернатора и правительства Архангельской област


Комментарии:


Илья Шестаков: за последние четыре года удалось в два раза увеличить производство аквакультуры

Рост производства товарной аквакультуры в Архангельской области отметил руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков во время общения с журналистами в Архангельске на полях конференции по биоресурсам и рыболовству в Арктике.

Фото: Кирилл Иодас/пресс-служба губернатора и правительства Архангельской областиФото: Кирилл Иодас/пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области

Сейчас рыбоводные предприятия Архангельской области производят более 320 тонн аквакультуры в год. Однако в целом потенциал для товарного рыбоводства в регионе оценивается в 15 тысяч тонн биоресурсов.

— Для меня Архангельская область практически родной регион, и мне нравится, как развивается область. С точки зрения рыбохозяйственного комплекса, за последние четыре года удалось в два раза увеличить производство аквакультуры. Помимо этого, я надеюсь, что на участках, отведенных под любительское рыболовство, будет развиваться инфраструктура, — сказал Илья Шестаков.

Руководитель Федерального агентства по рыболовству также рассказал о перестройке логистических цепочек в азиатские страны, с которой достойно справились предприятия Северного бассейна.

— Если говорить о Северном рыбохозяйственном бассейне, то были определенные сложности с точки зрения реализации крабовой продукции. Сейчас рыбаки очень оперативно работают, уже пошли отправки продукции по Северному морскому пути, также ее отправляют с помощью авиации и железнодорожного транспорта. Не все азиатские рынки пока готовы к «новой» продукции, если так можно сказать. Все остальные вопросы, связанные с поставками, оплатой услуг и даже с организацией промысла в удаленных районах, были решены, — отметил Илья Шестаков.



Александр Цыбульский: «Спрос на услуги судоремонта растет, это требует развития производственных мощностей профильных предприятий»

Губернатор Архангельской области назвал судоремонт одним из главных приоритетов развития экономики региона.


Фото: Кирилл Иодас/пресс-служба губернатора и правительства Архангельской областиФото: Кирилл Иодас/пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области



Планы судоремонтных работ на предприятиях отрасли в Архангельской области расписаны на ближайшие два года. Об этом заявил губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, общаясь с журналистами после пленарной сессии международной конференции по биоресурсам и рыболовству в Арктике.

— Судоремонт — это одно из приоритетных направлений развития экономики Архангельской области. На сегодняшний день, если посмотреть статистику, то плановый судоремонт на предприятиях региона уже расписан до середины 2025 года. А вообще мы прорабатывали этот вопрос с экспертами, они утверждают, что в ближайшие два — три года объем и спрос на услуги судоремонта возрастет в 2,5–3 раза. Это говорит о том, что нам надо существенно наращивать возможности и мощности для судоремонта, причем делать это в самое ближайшее время, — сказал Александр Цыбульский.

По словам губернатора, сейчас на судоремонтных предприятиях Архангельской области обслуживаются или ремонтируются порядка 100 судов в год, однако растущий спрос на эти услуги говорит о необходимости увеличить возможности до ремонта 250–300 судов ежегодно.

— Это непростая задача, но, я думаю, ее диктуют сегодняшние условия и сегодняшняя жизнь, поскольку традиционные порты, где обслуживались наши корабли (а это были в основном европейские порты до недавнего времени), сегодня стали недоступными для наших компаний. Поэтому у нас есть уже планы по развитию производственных мощностей, например, завод «Красная Кузница», который вошел в «Доковую программу ОСК», до 2025 года должен построить новый плавучий док мощностью пять тысяч тонн. Это нам тоже даст дополнительные возможности для увеличения объемов судоремонтных работ, — отметил Цыбульский.

Губернатор подчеркнул, что растущий спрос на услуги естественным образом подстегивает инвестиционную активность региональных предприятий, которые сегодня уже выстраивают свои инвестиционные программы исходя из растущих потребностей заказчиков.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.