08.05.2023 09:00

Как технологии меняют формат чтения и отношение к печатной книге?

Закончился книжный месяц апрель, во время которого в библиотеке имени Добролюбова прошли мероприятия «Архангельская книга»

Они показали, что, несмотря на современные технологии, печатная книга не просто жива, а весьма востребована. Презентации новых книг, которые состоялись в библиотеке, привлекали внимание многих читателей, в том числе и молодых.

И всё же новые технологии значительно влияют на формат чтения уже сегодня. А каким образом они могут развиваться в будущем?

Об этом мы говорим с Антоном Пурником, руководителем информационно-технологического комплекса Российской государственной библиотеки для молодёжи. Антон Александрович приезжал в библиотеку имени Добролюбова, чтобы принять участие в рабочих встречах по вопросам использования новых технологий в библиотечной деятельности.

— Мы привыкли, что книга в библиотеке — основополагающая, это как центр Вселенной, вокруг которого всё и вертится, — начал разговор Антон Александрович. — Но время меняется, и уже сегодня мы можем утверждать, что библиотека — это не просто дом книги, как считалось раньше, а дом знаний…

– Какую роль в таком раскладе всё же играет книга?

– Так сложилось, что на протяжении столетий самым удобным и распространённым форматом «упаковки знаний» была книга. Сейчас появились новые форматы такой упаковки, они могут быть письменные, печатные, электронные тексты, аудио-, видео — какие угодно. Так вот, библиотека — это место, где мы можем максимально удобно взаимодействовать с этими знаниями в любых формах. Да, пока печатная книга здесь остаётся главным форматом, но со временем такой расклад, возможно, изменится. И не в её пользу. Причин здесь много, в том числе экономических. Выпускать печатные книги становится всё дороже и хлопотнее.

– Но у многих поколений воспитано особое отношение к книге, можно сказать, сакральное. Сколько написано сочинений на тему, выраженную в крылатой фразе Горького: «Любите книгу — источник знаний».

– Пришло время понять, что книга как материальный объект с бумажными страницами и напечатанными символами — это не источник знаний сам по себе. Значение имеют только те смыслы, которые в неё заложеы. И уже происходит в определённой мере «десакрализация» печатной книги, так как те самые смыслы могут быть переданы самыми разными путями. Многие современные качественные сериалы вполне могут претендовать на то, чтобы называться визуализированными романами. Запечатлённые и доступные широкому зрителю лекции, прошедшие в библиотеке, также могут восприниматься как зафиксированное знание. В этих условиях нельзя говорить, что печатная книга лучше или хуже. Современный человек хочет получить информацию быстро и в удобном для него формате. Задача библиотеки — предоставить ему такую возможность. И пусть он выбирает сам.

– Вы обычно какой формат выбираете?

– Уже лет двадцать я читаю книги в электронном формате практически в ста случаев. Аудиокниги при этом не люблю, но это уже из категории личных особенностей. Кстати, процесс одновременного «чтения» электронной и аудиокниги может быть максимально оптимизирован — вы можете синхронизировать аудиокнигу с электронной, чтобы можно было продолжить чтение с того места, где закончилось прослушивание. И наоборот.

В самой библиотеке мы стараемся создавать максимально удобные сервисы с точки зрения доступа к нашим ресурсам. Если печатная книга пока остаётся главным форматом, значит, мы должны обеспечить максимально быстрый поиск издания, максимально быструю его доставку и возврат. И это должно быть лучше, чем в книжных магазинах. То же самое с электронной книгой. Надо организовывать процесс так, чтобы взаимодействия с нашими ресурсами были для читателей максимально удобными, простыми и прозрачными. И эта задача для нас основная.

– Вы работаете в молодёжной библиотеке. И, видимо, ваша аудитория раньше взрослой улавливает перемены и заявляет свои требования к новым форматам.

– Это действительно так. Но мы не выставляем себя на, скажем так, пьедестал — дескать, мы служители книг и муз, а другие места, где тоже можно провести время, какие‑то второсортные. Мы понимаем, что человек — существо социальное, у него за вычетом шестнадцати часов — сон, учёба, работа, дорога и так далее — остаётся не так много свободного времени, которое он может потратить на посещение нас, кафе или чего угодно. А в Москве таких мест очень много. И для того чтобы он пошёл именно к нам, мы должны выдержать абсолютно рыночную конкуренцию и предложить что‑то интересное и стоящее.

Но, и это очень важно, победить в конкуренции мы должны не за счёт «потакания», условно, низменным простым потребностям, а сделать так, чтобы пребывание в библиотеке, работа с нашими ресурсами помогали человеку стать лучше. Понимаю, для кого‑то это звучит немного смешно в наше время, но внутри себя мы, конечно, глобально решаем именно такую задачу.

– У вас есть большое преимущество — в библиотеке всё бесплатно, и это сейчас такое единственное место…

– В 2010‑х посещение библиотеки среди молодёжи считалось немного, скажем так, странным поведением. Ты в компании об этом особо не расскажешь. Хотя и тогда библиотеки были бесплатные. Сейчас можно сказать с гордостью: «Я был в библиотеке!» Флёр слегка унылого места, каким считалась библиотека, исчез. И хорошим тоном также считается взять именно печатную книгу. То есть само посещение библиотеки на какое‑то время превратилось в, скажем так, посещение элитарного клуба. Ну и, соответственно, в этом клубе есть определённые правила. Например, взять книгу можно очень быстро на станциях самообслуживания, но молодёжь очень любит брать книги через библиотекаря. А в процессе и поговорить с ним о чём‑нибудь: о книгах, спектаклях, новостях, да хотя бы и о погоде…

– То есть в библиотеку идут и за общением?

– Безусловно. Если говорить о том, что прежде всего волнует современную молодёжь, пожалуй, это самоидентификация и самореализация. Поэтому у нас так популярны психотерапия и психоанализ. Когда хочется поговорить про какие‑то простые вещи — про сны или ещё что‑то. Но при этом внутри этой темы разбираются важные проблемы. Например, «меня никто не понимает» — одна из очевидных на протяжении тысячелетий тем. И на таких встречах можно говорить свободно — ты никому ничем обязан. Нет никакого давления: захотел — пришёл, даже читательский билет не нужен, а захотел — ушёл.

– Такие рефлексии у молодёжи — это хорошо?

– Ну, лично для меня, не совсем. Это из категории — они говорят, что им сложно жить, не понимая, что такое по‑настоящему сложно жить. Говорю немного как старый ворчливый наполеоновский гренадер, но, мне кажется, у них больше времени и возможности для переживаний. К тому же представленная в социальных сетях видимая хорошая жизнь создаёт синдром неудачника. Они не понимают, что фотографии там отретушированы, а для съёмок люди берут в аренду квартиру и машину. И на этом фоне возникает большое количество страхов и проблем. Но хорошо, что они идут с ними к нам.

Поэтому одна из наших задач — чтобы человек, придя к нам, чувствовал себя максимально комфортно и имел возможность пообщаться, в том числе с единомышленниками. У нас, помимо регулярных лекций, проводится много разнообразных тренингов. Из самых востребованных — языковые. Это не когда люди слушают преподавателя, а когда они общаются на иностранном языке, решают какие‑то свои задачи в группе и просто разговаривают друг с другом.

Но при этом чтение книг присутствует обязательно. Есть и весьма «элитарное», например в зале редкой книги можно на кулуарных занятиях устроить чтение на древнефранцузском языке. И это сейчас в молодёжной среде тоже считается делом весьма уважаемым.

– И заметим, что это уважение связано с бумажной книгой и чтением…

– Да, но и здесь надо предложить что‑то по‑настоящему интересное, незаурядное. Например, наша библиотека была частью исторической библиотеки. У нас в фонде полторы тысячи книг начиная с конца XVI века. Эти книги до 2007 года хранились в закрытом фонде. Сейчас эти издания можно увидеть в зале редкой книги. И они уже рассматриваются сами по себе как объект материальной культуры. То есть для них уже важно не только содержание, но и то, какую жизнь прожил этот конкретный экземпляр: кто был его владельцем, какие пожары-потопы-реставрации он пережил. Мы также можем дать молодому поколению возможность посмотреть, как издавались книги в середине XIX века, какие там были шрифты, какая шикарная печать, макеты, сделанные по всем правилам. Это очень интересно.

– Да, это в принципе интересно. А насколько интересно молодым посетителям библиотеки?

– Им очень интересно! Особенно когда про эти книги рассказывает специалист, увлечённый своим делом, а у нас по этому направлению работают только такие люди.

– Вы сказали, что в библиотеке печатная книга по‑прежнему пока главная. На ваш взгляд, коль скоро придёт время, когда ситуация изменится кардинально и печатная книга перестанет быть центром, вокруг которого всё вертится?

– В 2022 году мы открыли музей электронной книги (museum.rgub.ru). Речь идёт не про историю электронного устройства, а про феномен существования текста в электронной форме. И мы рассказываем историю упаковки знаний, начиная с пещерного периода. И всегда текст был привязан к материальной основе, будь то папирусные свитки или рукописная книга. Сейчас текст оторван от носителя и уходит в облако. И это совершенно новая реальность.

Но, возможно, что люди в какой‑то момент устанут и захотят вернуться к бумажной книге, как сейчас возвращаются к виниловым пластинкам. Всё может быть. Кстати, у нас большая коллекция пластинок и большая очередь, чтобы их послушать. Молодым людям это так же интересно, как, условно, покататься на паровозе. Совершенно новый, необычный опыт.

Как бы там ни было, для меня само по себе использование современных технологий не является сломом традиций. Это просто показатель того, что библиотека идёт в ногу со временем и не боится пробовать, создавать. И при этом оставаться действительно полезной людям.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО