07.05.2023 11:11

В усадебном доме Екатерины Плотниковой открылась «Выставка друзей Александра Кожина»

Выставка совместная – музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» и регионального отделения Союза художников
Анастасия Кожина «Призраки Архангельска. Дом Сутягина», 2022
В акции с глобусом и цифрами принял участие иконописец Игорь Лапин
Анастасия Зеелова. Коллаж «Ноябрь», 2021
Николай Фёдоров. Браслет и серьги, 2000-е

Всего представлено около 100 работ 30 художников Архангельска, Северодвинска и Петербурга. Есть музейные экспонаты, есть произведения, которые после выставки вернутся в мастерские художников и частные коллекции.

Выставка посвящена не так давно ушедшему художнику Александру Кожину, ученику Владимира Стерлигова, который в своё время учился у Казимира Малевича. И если художественная философия Стерлигова, его «чаша и купол», не всем известна, то про «Чёрный квадрат» Малевича слышали все.

Кожин взял от мастера ощущение света и создал своё собственное пространство, свой образный мир, в котором важную часть играли цифры. Критики отмечали, что в своих опытах с цифрами Александр Кожин пытался упорядочить мир. Например, Любовь Гуревич в справочнике «Художники ленинградского андеграунда» писала о творчестве Кожина, что его «картины постепенно материализуются, превращаются в объект. Иногда материалом служит масса из бумаги, на которой изображены цифры. Решётки и цифры символизируют меру, количество».

Друзья-художники установили на выставке белый глобус, на который любой желающий сможет наклеить свою цифру. По словам одного из организаторов выставки, художника Виктора Воробьёва, не ищите в этой акции никакого философского подтекста:

– Это в память Александра Феодосьевича. На выставке зрители увидят его арт-объект – «оцифрованное» яйцо. И вот мы, так сказать, включаемся в материал художника.

На выставке представлены небольшие рисунки самого Владимира Стерлигова и его жены Татьяны Глебовой, работы их учеников, а также произведения Александра Кожина, его друзей, его учеников, последователей и дочери Анастасии, тоже художницы. Работы, показанные на новой выставке, – разных лет, и не все из них можно отнести к авангардному направлению.

Зоя Кулешова, заместитель директора музейного объединения, считает, что:

– Имея академическое художественное образование и испытывая влияние творчества первых русских авангардистов, Александр Кожин переплавил в себе эти знания и создал свой стиль, свою систему, свою «планету Кожина». Он был другом музейного объединения и во многом благодаря Александру Феодосьевичу в нашем музее были выставлены произведения представителей ленинградской школы XX века и музейный фонд пополнялся предметами современного искусства.

На открытии выставки в усадебном доме Плотниковой говорили о том, что в небольших залах невозможно охватить всех друзей «круга Кожина», и потому Зоя Дмитриевна обещала приложить усилия, чтобы на будущий год подготовить масштабную выставку. Надо сказать, что и открывшаяся выставка не первая, а вторая, если считать выставку в пространстве Товарищества поморского судостроения в память об Александре Кожине.

И почти все выступающие говорили о том, что Кожин умел ненавязчиво объединять творческих людей и неким центром притяжения остался и после своего ухода.

– Для меня Кожин – это явление в художественной жизни Архангельска, и не только Архангельска, – сказал Виктор Воробьёв. – Такое же явление как, например, Борис Копылов. Мы все это понимаем и понимали ещё при жизни Александра Феодосьевича. Вообще, я считаю, Архангельску повезло: в его авангардной музыкальной истории был Владимир Резицкий, в театральной есть Виктор Панов, а в изобразительной – Александр Кожин и Борис Копылов.

Виктор Воробьёв и открыл «Выставку друзей Александра Кожина»… белым пёрышком. Просто дунул – и пёрышко полетело, а с ним и первые посетители заторопились в музейные залы.

– Так открывал свои выставки Владимир Стерлигов, – объяснил перформанс с пёрышком Виктор Иванович.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА