30.04.2023 13:30

В Архангельском молодёжном театре представили книгу «Мы сами создавали своё будущее»

И не просто представили, а сделали из этого событие. И правильно сделали, извините за тавтологию
Евгений Шкаев, заслуженный артист России, в легендарном спектакле Молодёжного театра «Не любо – не слушай»
Илья Глущенко, заслуженный артист России, играет на гитаре, которая «выросла» из стиральной доски
Книга вышла при поддержке губернаторского центра Архангельской области и акционерного общества «Финансовая корпорация «Уралсиб»
В книге представлена подборка крылатых фраз Виктора Панова

Потому что и повод правильный — пятидесятилетие театра. И ещё осталось много тех, кто помнит…

Воспоминания актёров, музыкантов, художников и легли в основу книги. Правда, её создатели говорят, что воспоминания множатся и впору делать второй том.

Невольно подумала, что Молодёжный театр, пожалуй, самое эстетское место в городском культурном пространстве — всё очень атмосферно, девушка с белокурыми распущенными волосами, играющая в каминном зале на рояле. Неспешное общение, хорошие разговоры. Разве не об этом мечтали актёры, ютясь в Доме учителя, когда театр был ещё самодеятельным? Нет, конечно! Ничего подобного даже представить было невозможно…

Чем был для нас, молодых журналистов «Северного комсомольца», театр Виктора Панова в восьмидесятых? Местом, где можно дышать. И говорить свободно — в том смысле, что тебя выслушают и поймут. И никогда не одёрнут — твоё мнение важно! Чего и в помине не было за стенами театра.

Именно поэтому театру было тяжело — он не входил в привычный формат, а мы были готовы за него биться. И бились — ходили на комиссии по обсуждению спектаклей, писали оттуда репортажи — о, сколько там говорилось, как нам казалось, глупостей! Потом сами ходили на различные «разборки». Но мы тогда хотели жить и умереть в театре…

Начались репетиции нового спектакля «Не любо — не слушай!». И мы задорно вместе с актёрами кричали: «Овцы, огурцы, помидоры, яйцы! Молоко коровье, пейте на здоровье!» И чувствовали себя, как бы сейчас сказали, одной командой.

Этот театр в самые застойные времена делал нас свободными, а Виктор Петрович Панов был Солнцем, которое светило всем. И как мы были счастливы, когда пришло известие, что молодёжный театр стал профессиональным! Нам казалось, что это событие непременно должно изменить город, да что город — мир.

Мы тогда на самом деле полагали, что искусство — любое, — если оно настоящее, меняет мир к лучшему. Позже стало понятно, что это не так — да, оно может помочь нам измениться, но если мы захотим этого сами. А разве мы не хотели? Хотели, но у нас не получилось… Почему? Кто виноват? Поговорим об этом? Видимо, в другой раз…

Во время презентации прозвучало, что книга была призвана осмыслить феноменальность театра. Евгения Плетнёва, продюсер книги, рассказала, что именно она придумала её название «Мы сами создавали своё будущее», потому что ей близка идея «каждый из нас творец своей собственной судьбы».

Книгу создавали, опираясь на цифровой архив театра, над которым работали театровед Полина Никитина и её помощники. А архив этот насчитывает порядка четырёх тысяч единиц хранения.

– Нам хотелось, чтобы книга была своего рода спектаклем со своей драматургией, — сказала во время презентации Ольга Истомина, заместитель председателя Архангельского регионального отделения Союза театральных деятелей России, которая разработала концепцию книги-путешествия.

В общем, в книге много придумок — QR-коды, которые позволят слушать песни, читать статьи в других изданиях. Среди страниц может «затеряться» открытка с автографом артиста, приглашение на бал вина или какая‑то другая неожиданная находка.

Мария Атрощенко, журналистка и театральный критик, которая, кстати, начинала свой творческий путь в «Правде Севера», сказала, что она пришла в театр, когда работа над книгой уже шла, и для неё присоединение к этой работе «стало своего рода обрядом инициации».

– Мне очень нравится название книги, — сказала Мария, — действенное, пассионарное. Сегодня многие утратили чувство влияния на свою жизнь. Но те ребята, которые с середины 1970‑х, несмотря на сложности, строили свой театр, показывают нам пример веры и терпения.

Виктор Панов, бессменный руководитель театраВиктор Панов, бессменный руководитель театра

И самое главное — книга понравилась Виктору Петровичу Панову, который принимал работу редакционной группы. Эту книгу он назвал замечательной и особо подчеркнул ценность того, что идея создать её возникла изнутри.

Виктор Петрович сказал, что ему удалось создать один из лучших театров Европы, вернее, это сказал кто‑то из выступающих на предыдущей презентации, а он процитировал. И что в этом театре актёры могут совершенствоваться — не только играть на сцене, но и музицировать или проявлять себя ещё каким‑то образом. И это правда, что само по себе прекрасно.

В тот вечер было много прекрасного: заслуженная артистка России Яна Панова исполнила романс из спектакля «Яма» по повести Александра Куприна. Показала своё творчество театральная молодёжь. А затем Евгений Шкаев, дирижируя вешалкой, заставил зал декларировать вместе с актёрами: «Овцы, огурцы, помидоры, яйцы!» Да, из того самого спектакля «Не любо — не слушай».

И я снова вспомнила полутёмную сцену в актовом зале Дома учителя, на ней плечом к плечу стоят молодые актёры и что‑то яростно декларируют. Больше всего чувств и жизни у паренька, который стоял посредине — он говорил горячо, но понять что‑то было трудно — так отчаянно он тогда шепелявил. Это был начинающий актёр Миша Логинов. Да, тот самый, который затем стал ведущим актёром Молодёжного театра, Архангельского театра кукол, а сейчас художественный руководитель Костромского кукольного театра.

Того театра, который давал нам столько надежд, уже нет. Но что о нём печалиться? Ведь на его месте уже вырос один из лучших театров Европы.

Который сделал себя сам, как говорит название книги…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО