Каждые три года она формируется заново. Новый председатель комиссии Максим Раков, член Общественной палаты Архангельской области, рассказал о том, кто попал в нынешний состав комиссии и какие жалобы туда сегодня поступают.
Когда такая комиссия только появилась в Архангельской области, в неё входили всего четыре человека, и два созыва так и работали этим составом: так немного было желающих взять на себя общественную нагрузку в таком непростом направлении. Сегодня в составе комиссии — шестнадцать человек, и, по словам Максима Ракова, это на уровне численности столичных ОНК.
Кто вызвался работать в комиссии сегодня? Это представители региональных отделений общероссийских организаций «Опора России», Красный Крест, Союз журналистов, общество инвалидов, а также региональной организации «Рассвет» и ветеранских организаций правоохранительных органов.
Сам Максим Васильевич долгое время возглавлял отделение в туберкулёзном диспансере и познакомился с работой общественных наблюдателей, когда те обратились к нему как к эксперту по туберкулёзу. Сначала помогал разбираться в ситуациях, связанных с лечением и сопровождением попавших в заключение туберкулёзных больных. А затем и сам стал общественным наблюдателем.
– Полномочия нашей комиссии очень широкие, — рассказывает Максим Раков. — У нас практически неограниченный вход во все помещения, которые подпадают под статус «место принудительного содержания», на территории нашей области.
Одна из форм работы, которая широко практикуется, — «тотальный обход», как называет её Максим Васильевич. Члены комиссии, всегда не меньше чем два человека, приезжают после предварительного уведомления в учреждение и общаются с каждым, кто там принудительно находится, без исключений. Недавно так посещали СИЗО № 1, что на улице Попова в Архангельске, приводит пример председатель, — зашли в каждую камеру.
– Во время таких визитов нас в меньшей степени интересуют помещения, в больше степени — люди, — уточняет Максим Раков. — Практически со всеми у нас есть право поговорить без свидетелей. Единственное исключение — подследственные в следственных изоляторах. С ними мы можем общаться только в присутствии сотрудников учреждения.
Чаще других, по словам председателя, в комиссию обращаются отбывающие наказание. Как правило, жалуются на особенности внутреннего режима и распорядка, просят улучшить бытовые условия. Встречаются и жалобы на противоправные действия сотрудников. На такие заявления комиссия реагирует всегда.
– Жалобы на действия сотрудников нам сегодня несложно проверить, так как за колючей проволокой повсюду ведётся видеонаблюдение, у сотрудников есть видеорегистраторы, — рассказывает Максим Раков. — Кстати, после того как видеонаблюдение стало использоваться повсеместно, жалобы на неправомерные действия сотрудников ФСИН у нас в области практически сошли на нет.
Если осуждённый ни на кого не жалуется, но при обходе сотрудники ФСИН заметили у него следы свежей травмы, проверку, утверждает председатель, всё равно проведут. Такие случаи проверяет прокуратура по надзору за исправительными учреждениями.
– Во время одной из последних проверок заметили у одного на лице синяк. Он говорит: «Упал с кровати». Мы, конечно, не поверили, — рассказывает Максим Васильевич. — И провели проверку — у человека оказалась эпилепсия, причём с редкими приступами, он сам не ожидал. На видеозаписи видно, как с ним случился приступ, как он упал и ударился. Такие случаи, которые вроде бы кажутся маловероятными, тоже встречаются.
– Во время обходов мы сталкиваемся с разным отношением. Нас по‑прежнему часто спрашивают: «Какой толк от того, что вы ходите здесь?» Когда я отвечаю на такие вопросы, я часто привожу метафору с фонарём на тёмной улице: под фонарём не ограбят, не убьют — это делают в темноте, — говорит Максим Васильевич. — Общественные наблюдатели — это такой «фонарь».
Бывают, по словам Максима Ракова, и такие случаи, когда подследственные или осуждённые пытаются использовать общественных наблюдателей в своих целях. Жалобы для них — средство манипуляции. Однако сегодня такое, как правило, легко вскрывается, говорит он, отчасти благодаря видеофиксации, отчасти благодаря тому, что у общественных наблюдателей есть возможность обращаться за консультацией к независимым экспертам, когда собственной компетенции оказывается недостаточно.
Кстати, с теми, кто направлял обращения, и с теми, с кем просто познакомились во время обходов, члены комиссии нередко встречаются и после того, как те освободились. Конечно, это происходит только по их согласию.
Рассказывая о посещении общественными наблюдателями того или иного учреждения, Максим Васильевич всегда говорит: приехали по предварительному уведомлению. Спрашиваю: бывает ли, что приезжают внезапно?
– Сейчас в законе не оговорено, за сколько часов мы должны уведомлять о нашем визите, у нас есть возможность появиться достаточно внезапно. Но, я считаю, для этого должны быть веские причины. У нас таких причин пока не было, — отвечает председатель.
Он добавляет, что ОНК нашего региона, как правило, уведомляет учреждения о своём визите за сутки-двое. По его мнению, за такое короткое время в современных условиях ни в одном из казённых учреждений невозможно произвести качественных изменений.
– Сегодняшнее УФСИН я вообще считаю самой открытой организацией для контроля, — говорит Максим Раков. — Кроме ОНК, их учреждения регулярно посещает прокуратура, которая тщательно изучает все аспекты жизни осуждённых, члены общественного совета УФСИН, уполномоченный по правам человека. Мы наблюдаем положительные изменения в этой системе уже лет двадцать. И препятствий нам со стороны силовых ведомств не было никогда. Наши региональные управления МВД и ФСИН с пониманием относятся к нашей работе, ну и мы в свою очередь настроены на конструктивное решение проблем.
Закон напрямую не наделил общественные наблюдательные комиссии правом законодательной инициативы. Несмотря на это, сейчас члены ОНК нашего региона пытаются изменить ситуацию с обеспечением инвалидов, которые оказались в заключении в учреждениях уголовно-исполнительной системы, средствами ухода, а также техническими средствами реабилитации: тростями, инвалидными колясками, протезами, слуховыми аппаратами, телевизорами с субтитрами и прочими.
– Ситуация, на мой взгляд, сложилась странная. На воле граждан обеспечивает этими средствами фонд социального страхования. А когда гражданин попадает за решётку, эта обязанность возлагается на учреждение уголовно-исполнительной системы, в котором он находится. Такие правила ввели в 2008 году. Но есть объективные причины, которые не позволяют федеральной службе исполнения наказаний обеспечивать инвалидов всеми необходимыми средствами в полном объёме, — рассказывает Максим Васильевич. — Возможно, когда им передавали эту обязанность в 2008 году, исходили из благих намерений.
Члены общественной наблюдательной комиссии предлагают передать обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в местах отбывания наказания гражданским институтам социальной помощи. Областное Собрание депутатов их в этом поддержало. Только вот на более высоких уровнях к решению этой проблемы существенно продвинуться пока не удалось, констатирует Максим Раков.
– Положение осложняется тем, что в силу специфики уголовно-исполнительной системы об этой проблеме в массе своей люди не знают. Она не такая яркая, потому что не так много нуждающихся: в нашей области отбывающих наказание людей с инвалидностью сейчас около трёхсот человек, из них нуждающихся в технических средствах реабилитации и средствах ухода — всего человек пятьдесят, — отмечает Максим Раков. — Но эта одна из тех проблем, которые требуют системного решения.
И члены комиссии считают своей задачей решить и эту проблему — даже если придётся «достучаться до Москвы»…