Спектакль внутренне связан с открытием выставки, посвящённой творчеству гениального, но забытого художника Александра Вахрамеева. Напомним, что выставка открылась в музее Александра Борисова накануне Пасхи, 15 апреля.
В чём связь этих двух событий? В обоих случаях речь идёт о возвращении или обретении: Александр Вахрамеев своим творчеством вернулся в родные края. А в спектакле «Час пробил!» зрители узнают об удивительном обретении «Погребальной песни» Игоря Стравинского, которая больше ста лет считалась потерянной.
Также эти два события объединяют их организаторы — инициатором проведения выставки Александра Вахрамеева выступила Виолетта Пригожина, владелица галереи «Краски жизни» в Санкт-Петербурге, она же — продюсер спектакля «Час пробил!».
В обоих проектах участвовал и Андрей Логинов — он был среди организаторов выставки Александра Вахрамеева, а спектакль «Час пробил!» поставлен на основе его одноимённой новеллы.
Александр Логинов — петербургский литератор. Он также руководитель петербургского отделения Международной ассоциации клубов кун-фу «Триада», мастер боевых искусств, путешественник, получивший посвящение в монастыре Шаолинь. В прошлом работал каскадёром на «Ленфильме».
Как рассказал Андрей Алексеевич, новеллу он написал под впечатлением невероятной истории обретения в Петербурге нотной рукописи «Погребальной песни» Игоря Стравинского, написанной в 1908 году и утраченной в 1909 году. Стравинский написал её, будучи потрясённый смертью своего учителя Николая Римского-Корсакова.
Опус номер 5 исполнялся при жизни Стравинского всего один раз в Санкт-Петербурге — во время концертов, посвящённых памяти Николая Римского-Корсакова. Игорь Стравинский переживал потерю нотной рукописи тяжело, пытался восстановить её. Но к тому времени композитор отошёл от первого потрясения, связанного с потерей учителя. И в восстановленной музыке не было той боли и чувственности, как в начальном варианте.
В 2015 году ноты этого произведения случайно нашли во время ремонта Санкт-Петербургской консерватории. Невзрачная папка, приготовленная на выброс, чуть не была отправлена в макулатуру, но дотошный библиотекарь решила, прежде чем её выбросить, посоветоваться со специалистом. Так было сделано одно из выдающихся открытий современности в мире музыки, которое стало настоящей сенсацией.
Премьера музыкально-литературного спектакля «Час пробил!» прошла 24 ноября 2021 года в Петербургской филармонии имени Шостаковича. Исполнял её Государственный симфонический оркестр Ленинградской области под управлением Михаила Голикова. Этот же оркестр приехал на фестиваль и в Архангельск.
Перед началом спектакля спросила Василия Ларионова, директора Поморской филармонии, организатора этих гастролей: какое впечатление у него от репетиции спектакля? Василий Сергеевич сказал, что всё получилось, как и задумывалось, особенно поражает звучание оркестра, в котором играют семьдесят музыкантов. А удвоить, а потом утроить оркестр — это было требование самого Игоря Стравинского.
– Мы рады встречать в Архангельске наших гостей и коллег из Санкт-Петербурга — людей, которые являются главными действующими лицами сегодняшней постановки, — сказал директор Поморской филармонии. — Концерт «Час пробил!» — открытие Большого Пасхального фестиваля и вторая часть крупного двусоставного проекта, который реализуется правительством Архангельской области, Поморской филармонией, Музеем художественного освоения Арктики имени Борисова и нашими партнёрами из Санкт-Петербурга: художественной галереей «Краски Жизни» и Виолеттой Пригожиной, писателем Андреем Логиновым, а также Государственным симфоническим оркестром Ленинградской области под управлением Михаила Голикова.
Произведение «Час пробил!» непростое и требует внимания слушателей. Ведь события происходят в двух параллельных временных линиях — в начале двадцатого века и в наши дни. В первом случае речь идёт об отношениях учителя, то есть Николая Римского-Корсакова, и ученика — Игоря Стравинского. А также обстоятельствах написания «Погребальной песни». Во втором рассказывается драматическая история потери и случайного обретения шедевра, которым признана «Погребальная песня» Стравинского.
В спектакле звучат произведения Римского-Корсакова, Лядова, Чайковского, Глазунова, Рубинштейна, отрывки из произведений Стравинского и сама «Погребальная песня». Текст читают Яна Леонтьева и Юрий Балтачев, режиссёр постановки — Валерий Ткаченко, координатор проекта — Александр Сокуров.
На мировую премьеру спектакля, как обозначено в программе фестиваля, билеты были проданы за несколько дней до показа. А в день премьеры в зале театра драмы был аншлаг. И неудивительно — архангельские зрители не так часто имеют возможность слушать классические симфонические оркестры. Кстати, в конце программы звучат колокола — их звоны в звучание оркестра вплёл известный архангельский звонарь Владимир Петровский. И, конечно, это был ещё один отсыл к тому, что музыкальное событие посвящено пасхальным дням. Кстати, в оркестре играли шесть архангельских музыкантов.
Андрей Логинов, автор новеллы, и Виолетта Пригожина, продюсер спектакля, тем, как он прошёл на архангельской сцене, остались довольны. А также и архангельской публикой, которая два часа внимала происходящему в спектакле в полной тишине. А в конце грянули овации…
«Я не живу ни в прошлом, ни в будущем. Я — в настоящем. Я не знаю, что будет завтра. Для меня существует только истина сегодняшнего дня. Этой истине я призван служить и служу ей с полным сознанием».
Эти слова Игоря Стравинского звучат в конце спектакля. Но истину сегодняшнего дня каждому зрителю придётся искать самостоятельно. Как это делал великий композитор Игорь Стравинский более ста лет назад…
Календарь предстоящих событий Большого Пасхального фестиваля