16.04.2023 11:00

Елена Казакевич представила в Добролюбовке свою новую книгу «Сага о Тыгдымской Лошади»

Слышишь? Время стучит – тыг-дым-тыг-дым-тыг-дым… Его ритм может отбивать копытами лошадь, если, конечно, эта лошадь из хорошей семьи

– Он меня раскусил, — сказала Елена Владимировна Казакевич, заканчивая читать один из откликов на её книгу «Сага о Тыгдымской Лошади», — как же он меня раскусил!

Ещё бы! Отклик на книгу написал Владимир Григорьевич Гольдфайн, врач-психиатр высшей квалификационной категории, заслуженный врач Российской Федерации. И «раскусывать» — его профессиональная обязанность.

Что же он особенного сказал об авторе книги? Просто назвал её редким человеком. Но в устах такого специалиста это отнюдь не традиционный комплимент. Полностью фраза звучит так: «Вы редкий человек, сочетающий несочетаемые у большинства людей свойства — детскость и мудрость, эмоции и учёность».

Пожалуй, точнее не скажешь. Елена Казакевич — доктор медицинских наук, профессор, заслуженный работник здравоохранения России. А ещё директор Северного медицинского клинического центра имени Семашко. И вот такой серьёзный человек видит, как к её окну прилетает Змей Горыныч по фамилии Поляков… (Он тоже герой её сказок.)

А Тыгдымская Лошадь пришла ещё раньше Полякова — она просто постучала копытом в дверь городской квартиры, в которой жила семья Елены Владимировны. Поселилась Лошадь в доме, где «было тепло и уютно. Все домочадцы заботились друг о друге и о Лошади стали заботиться». Вскоре она вошла в доверие, а затем во многом судьба семьи оказалась в её копытах. Ведь Лошадь обладала особыми способностями, в частности путешествовать во времени. И кто знает, что она может туда унести и что оттуда принести?

То есть сама лошадь превратилась в аллегорию времени. Эта мысль лежит на поверхности, но принадлежит не мне, а снова же Владимиру Гольдфайну. Вот ещё одна цитата из его отклика: «Стал читать и понял, что сюжета в книге и вовсе нет, а есть истории, факты, комедии и трагедии, слёзы и смех. А потом дошло: лошадь, фантастическая лошадь, объединяющая события и людей в пазлы, — это время…»

На презентацию книги «Сага о Тыгдымской Лошади» в библиотеку имени Добролюбова пришло много читателей, про большинство из них можно сказать — серьёзные люди. И они почти два часа слушали о похождениях Тыгдымской Лошади. Значит, им это было нужно…

Елена Казакевич детские книги пишет давно, как часто это бывает, первую историю написала для своей маленькой дочери. Но на этом, как бывает у многих же, не остановилась. В результате у неё в свет вышло 18 книг. Елена Владимировна часто встречается со своими юными читателями, занимается благотворительностью, в общем, живёт параллельной своей основной работе жизнью. Так‑то у неё и выбора нет — от особенной лошади или Змея Полякова никак не избавиться иными способами, если не отпустить их в самостоятельную жизнь, что возможно только в книге.

Наверное, параллель натянутая, но почему‑то вспомнился «Солярис» Андрея Тарковского — к нам приходят видения, которые мы заслужили. Тыгдымская Лошадь — вариант из лучших таких видений, но тоже требующий к себе внимания и уважения. Но за добро она платит добром — исполняет заветную мечту своей хозяйки, истратив на неё всё своё волшебство.

И всё же есть вопрос — почему именно эта книга вызвала особый читательский интерес и вышла за рамки других сказок автора? Дело в том, что это не совсем детская сказка, и даже можно сказать, и не сказка вовсе. Елена Владимировна рассказала, что ей давно хотелось написать о своей родословной. И даже начало в предполагаемой книге было найдено — им могло стать её первое детское воспоминание: невероятной красоты подсолнух, который вырос на свалке, образовавшейся рядом с деревянным домом, где она жила с родителями. Но история семьи — небанальная, особенная, — как ей хотелось, не складывалась и поэтому оставалась ждать своего часа в черновиках. И тогда пришлось вернуть из дочкиного детства Тыгдымскую Лошадь, чтобы снова же отправить в прошлое. Кстати, тот самый подсолнух она тоже увидела во дворе деревянного архангельского дома.

Примечательно, что аннотацию к новой книге Елены Казакевич написал Андрей Петров, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и речевой культуры Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации САФУ.

В частности, он пишет: «Основное действие книги происходит в 1980‑е годы — юный читатель сможет погрузиться в атмосферу советского времени и познакомиться с его особенностями и приметами, в том числе благодаря красочным рисункам художника Кати Плаксиной.

Но волшебство Тыгдымской Лошади заключается не только в умении говорить и возможности жить в городской квартире на девятом этаже, но и в способности путешествовать во времени. Революция и Гражданская война, погромы и ссылки в Сибирь, Великая Отечественная война и послевоенная колхозная жизнь — эти этапы истории страны тесно переплетаются с судьбами членов семьи на страницах книги. Так, например, прапрапрабабушка главной героини была верной соратницей Надежды Крупской в борьбе с беспризорностью.

В этой детской сказке затрагивается много сложных тем, однако Елена Владимировна мягко и осторожно говорит с детьми об ужасе войны, жизненных перипетиях, расставании и смерти. Эта книга подойдёт для семейного чтения, так как основным мотивом повествования являются взаимопонимание, любовь и поддержка близких в освоении окружающего мира».

Если говорить об окружающем мире, то он гораздо шире, чем нам кажется. Читая книгу, которая позволяет отправиться в прошлое, каждый может оказаться там, куда позовёт его сердце. Владимир Гольдфайн, с отклика на книгу которого мы начали разговор о ней, говорит, что ему книга дорога ещё и потому, что он проводит параллели и своей жизни — он родился в Архангельске, как и автор повествования. А дальше уточнение: «Мой дед, как и ваш, был извозчиком, только в Киеве… К сожалению, я не знал своих дедов и бабулек, родственники по отцовской линии погибли в Киеве, в Бабьем Яру. И книга мне напоминает о войне…»

Книга вышла в Северодвинской типографии, она напечатана на плотной офсетной бумаге, в твёрдом переплёте. На обложке — летящая сквозь время лошадь, задача которой — собрать разбросанную по разным годам мозаику в единую картину жизни. И, может, где‑то за окном и сейчас летит эта лошадь, но не каждому дано её увидеть. И только слышно — тыг-дым-тыг-дым-тыг-дым. Это время несётся под стук лошадиных копыт.


Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО