02.04.2023 09:00

Котласская 105-я: Как выглядит настоящая современная школа XXI века

В советское время количество футуристических прогнозов по поводу школы будущего можно было сопоставить лишь с прогнозами, связанными с покорением космоса
Наталья Зубова, директор 105-й средней школы Котласа
Ирина Поспеловская, учитель начальных классов. Каллиграфия актуальна и в XXI веке
Анна Метлицкая, хозяйка школьной библиотеки. Библиотеки, которая так привлекает школьников
Установка на день
Пространство, которое посвящено России. Здесь проходят торжества, связанные с важными событиями в жизни страны
В школе – самое современное оборудование
Светлана Смирнова, учительница рисования
Виктория Суханова, учитель биологии
Анастасия Шмелёва преподаёт химию, для этого в школе оборудована современная лаборатория

Как это представляли

Неудивительно, что именно со школой и её развитием связано столько надежд. В общем, это основа всего — будущего научного потенциала страны, экономического, культурного, духовного, в конце концов. И в восьмидесятых годах в Москве был разработан масштабный проект под названием «Школа XXI века». Там работали учителя-новаторы и экспериментаторы, которые как бы прокладывали мостик между образованием того «сегодняшнего» дня и будущего. А почему‑то XXI век тогда казался очень далёким. И всё же о нём мечтали как о чём‑то совершенно прекрасном и готовились к нему.

Почему‑то не нашла в интернете никакой информации про «Школу XXI века» советских времён, но она точно существовала — мне удалось в ней побывать, и я делала большую публикацию на эту тему для «Северного комсомольца».

В школе, которая олицетворяла будущее, упор делался на усложнение школьной программы и одновременно на разработку методик, которые позволят школьникам в будущем легко и быстро усваивать этот материал. Таким образом предполагалось достичь качественного скачка школьного образования, что создаст, как бы теперь сказали, мультипликативный эффект во всех сферах жизни.

Много было и других предсказаний на тему «Какой окажется школа в будущем». Если набрать в интернете общий запрос: «Как представляли школу XXI века в советское время?» — то первым появится скан статьи «Школа и подросток в XXI веке», которая была опубликована в газете «Советская Онега» 11 ноября 1979 года.

Вот несколько цитат из сочинений учеников 7 «А» класса средней школы № 4 Онеги более чем сорокалетней давности: «Учиться ребятам меньше не придётся. Учёные подсчитали, что за каждые 10 лет объём знаний, накапливаемый человечеством, удвоится. Поэтому рабочий в 2000 году должен будет знать в два раза больше, чем нынешний инженер».

«А ещё у людей будут врождённые знания: всё, что знали их отцы и деды, они помнят с рождения в точности и стараются научиться большему».

«Учителям не надо будет искать всё для урока. Им помогут машины сложной конструкции».

«Учителей заменят роботы, которые будут всё подмечать и наказывать лентяев».

«В каждой квартире появится автоматический учитель».

«При школе будут театральные, спортивные и музыкальные школы, чтобы подростки были заняты каким‑нибудь своим делом, а не шатались по улицам, как сейчас, в двадцатом веке».

«Во время каникул будут экскурсии в Марианскую впадину, на Джомолунгму, на орбитальные станции, на термоядерные электростанции».

«Конфликты со взрослыми, безусловно, будут. Например: «Ты же испортил автоучителя!» «Нет, просто усовершенствовал. Раньше я делал письменные задания сам, а теперь он всё делает!»

В сочинении ученики отвечали и на такой вопрос: «Что вам наиболее дорого в сегодняшней школе, и что бы вы захотели перенести в будущий век?» На него они ответили следующим образом: «То, что ребята знакомятся с жизнью прославленных людей, охраняют исторические памятники, шефствуют над младшими ребятами».

«То, что есть учителя, нет зазнайства, а есть дружба ребят».

«Мне наиболее дорого, что в школе учат познавать мир».

«В нашей школе ребята весёлые, жизнерадостные и простые. Я хочу, чтобы это качество перенеслось и в будущее».

Что перенеслось в будущее

Тогда казалось, что суперсовременная школа появится сама собой — как только переступим порог XXI века. Но, напротив, тогда наступил такой период в жизни страны, когда школы в принципе перестали строить — хоть какие‑то, а не то что «XXI века». Строили время от времени, конечно, их также оснащали компьютерами, другим школьным оборудованием. Это было событием для тех, кто переходил из старой школы в новую. Приходилось бывать в таких школах, но ни разу не возникла мысль — вот она, школа XXI века!

И вот наконец могу сказать, что такую школу увидела. Будучи в командировке в Котласе, зашла в новую, 105-ю среднюю школу, о которой много слышала. Кстати, в Котласе это первая школа, построенная за последние тридцать лет.

Её строительство началось в 2019 году в рамках национального проекта «Образование». Южный микрорайон города разрастался, в том числе там строились дома для переселения из аварийного и ветхого жилья. Школы, которые там уже действовали, не справлялись с нагрузкой. И строительство новой, как говорится, было велением времени, точнее, необходимостью.

Строительство школы шло непросто. И даже на завершающем этапе случился сбой поставок комплектующих для оборудования, которое предотвращало обледенение крыши. А ожидания открытия новой школы к 1 сентября 2022 года были столь высоки, что звучали предложения школу сдать, а потом это оборудование установить — ведь в сентябре обледенение крыше ещё не грозит.

Но администрация Котласа приняла решение сдачу школы задержать на месяц, но сразу всё довести до ума. Чтобы не было никаких недоделок и переделок. Как сказала глава Котласа Светлана Дейнеко, школу строим на десятилетия, и всё в ней должно быть безупречно.

Также было решено заказать дизайн-проект для школы, хотя в прошлом году в обязательные требования он не входил. И здесь время показало, что это было правильное решение.

Стены, с которыми можно разговаривать

– Дизайн-проект нам делала котлашанка Оксана Чиркова, — рассказывает Наталья Зубова, директор школы. — Потом Оксана сказала, что впервые в её практике всё, что она задумала в проекте, воплотилось в жизнь.

Прошу Наталью Александровну рассказать, как рождался этот дизайн-проект.

Оксана спросила — какой должна быть главная идея дизайн-проекта? Я ответила — школа будущего! Она предложила несколько идей для обсуждения. Спросила затем, какой, на мой взгляд, должна быть эмблема школы будущего? Я набросала — тетрадки, учебники, глобус… Оксана посмотрела и сказала: «Если мы так оформим школу, это будет школа не будущего, а прошлого и даже позапрошлого века…»

Директор и дизайнер быстро нашли общий язык, тем более что в этом обсуждении принимали участие и другие специалисты, в том числе представлявшие заказчика, а это городская администрация.

В результате школа обрела тёплые, приглушённые тона, на стенах каждого блока, а их шесть, — тематические графические изображения. Сразу понятно, что здесь находится — спортивный блок, библиотечный или, к примеру, кабинеты, где изучаются точные науки. И особо важно, что стены как бы разговаривают с учениками. На входе установка на будущий день: «Лучшее время — сегодня!» А на выходе вопрос: «Ничего не забыл?» И таких маркеров множество.

Мы прошли с Натальей Александровной по школе, и это заняло почти час — столько было всего посмотреть и о чём узнать. Блок для младших классов отделён от блока для старшеклассников, здесь и вход отдельный. И он тоже оснащён современной системой безопасности.

А у старшеклассников такое оснащение классов и лабораторий, которое точно не могли представить даже в смелых мечтах их сверстники даже в конце XX века. Ведь, и правда, наука и техника развиваются быстро. И продвигаются тоже.

Мы уже привыкли к тому, что в последнее время обновляются библиотеки, становятся современными. Но здесь библиотека уж очень красивая — современная и «тёплая» одновременно. Анна Метлицкая, заведующая библиотекой, рассказывает, что дети любят приходить сюда после уроков, чтобы пообщаться, а заодно выучить уроки в спокойной обстановке. А дома можно заняться другими делами.

– Но больше всего они любят вот эту зону, — Анна Сергеевна показывает на зону, где стоят диваны с высокими спинками, — за ними можно укрыться и побыть в уединении.

Рядом с библиотекой конференц-зал, он такой, что мог бы сойти и за актовый. Но это пока мы не увидели настоящий актовый! Огромный, оснащён современным оборудованием, плюс очень комфортные сиденья. Такого больше в Котласе нет.

Технопарк «Кванториум» тоже фантастическое место, к тому же его могут посещать ученики из других школ. Мне показали вазу, которую школьники распечатали на принтере.

В новую школу пришли работать шесть молодых педагогов, я пообщалась с четырьмя из них. Конечно, начать работу в такой школе, по их словам, это большое везение, но и ответственность тоже. А ещё в школу приехали учителя-предметники из Москвы, Забайкальского края, Новгорода и Краснодара.

Светлана Смирнова как раз приехала из Забайкалья, в школе преподаёт рисование.

– Я была поражена, когда увидела, как оборудован класс для рисования, — сказала Светлана Ивановна, — какие здесь пособия для эскизов, у детей появились огромные возможности для творческого развития.

На открытии школы в октябре прошлого года губернатор Александр Цыбульский сказал, что в эту школу вложено много усилий и что в результате получилась одна из самых современных школ не только в Котласе, но и во всей Архангельской области. И это высокая планка.

Конечно, в области ещё много школ, перешедших в наследство новому веку от предыдущего.

И всё же мы всё чаще слышим о строительстве новых школ. В прошлом году их было три. В этом году строится шесть школ, строительство стольких же планируется начать в следующем.

А 105-я средняя школа в Котласе может служить для вдохновения — не случайно сюда на экскурсии приезжают учителя и директора из других школ. Чтобы удостовериться — есть школы, где будущее уже наступило. Значит, есть и надежда, что оно придёт и в стены их школ.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО