– Скажите, а где вы покупаете кукол? – этот вопрос иногда задают зрители после спектаклей.
И удивляются, что их нигде не покупают, а создают прямо в стенах театра. Но попасть в мастерские и выяснить, как рождается кукла, обычно зрители не могут, поскольку таких экскурсий не проводится. Накануне 21 марта, Международного дня кукольника, мы решили увидеть этот творческий процесс, в котором принимают участие сразу несколько групп мастеров: художник-постановщик, механик, бутафоры, швеи и отвечающий за сохранность куклы реквизитор.
Когда у режиссёра рождается замысел спектакля, первым посвящённым в него оказывается художник-постановщик. В Архангельском театре кукол – это Елена Николаева, главный художник театра, заслуженный художник России, участник многих выставок, дважды номинант театральной премии «Золотая маска» и художник-постановщик спектакля «Вертеп», получившего эту премию.
– Не только куклы, но и костюмы актёров, сценография – словом, всё, что зритель увидит в спектакле – находятся в ведении художника-постановщика, – рассказала Елена Юрьевна. – Поговорив с режиссёром и прочитав пьесу, я начинаю искать, придумывать образы персонажей, делаю наброски, часто в нескольких вариантах. Мы снова встречаемся с режиссёром, обсуждаем мои предложения, отбираем наиболее подходящие наброски. Потом я рисую эскизы, делаю чертежи каждой куклы в натуральную величину. По ним будут работать в театральных цехах.
Елена Николаева создала куклы более чем к 80 спектаклям, общее же количество сотворённых ею артистов не поддаётся счёту. Были среди них марионетки, перчаточные куклы-петрушки, маски, тростевые куклы, планшетные – напольные и настольные. Люди, звери, птицы, насекомые, волшебные существа, божественные создания, красавицы и чудовища, ожившие предметы и сбежавшие части тела… Кто‑то появлялся на свет легко – например, куклы «под каргопольскую игрушку» из давнего спектакля «Небылицы», а кто‑то измучил, как гоголевские персонажи 1981 года выпуска.
Работа над созданием куклы начинается с лепки головы. Для этого художник использует скульптурный пластилин. Вообще, кукла может быть сделана из самого разного материала – дерева, ткани, поролона и его современных аналогов. В обширной практике Елены Юрьевны были даже огромные маски из бересты. Но чаще всего кукла делается из папье-маше. Итак, вылепленная голова попадает в руки мастеров-бутафоров Нины Платоновой, Людмилы Ивановой, Наталии Осадчей. По пластилиновой модели они отливают гипсовую форму, а затем в восемь слоёв обклеивают её кусочками бумаги. Получается лёгкая и прочная форма из папье-маше.
Говорят, чтобы стать бутафором, нужно изучить основы нескольких профессий. Шить, вязать, знать химию, конструирование, основы пайки, столярное дело. Параллельно владеть навыками скульптора, уметь работать с различными материалами, словом, перечень умений очень большой.
– Где учат на бутафоров? – переспрашивает Нина Михайловна. – Да, теперь уже учат. Но мы тут все самоучки, с педагогическим или художественным образованием, работаем в театре с прошлого века. Думаю, к этой профессии нужен в первую очередь интерес, а потом уже умелые руки, поскольку любому ремеслу можно научиться, было бы желание. Бывало, к нам приходили на работу, но не задерживались, поскольку в театре нужно всё делать с самоотдачей. И если нужно, остаться после работы или вообще прийти в выходной…
А что же кукла? А она начинает свой путь к «оживлению». Подвижность рук, ног, повороты головы, движения глаз и рта куклы – всё это обеспечивает театральный механик. Работа небыстрая, кропотливая, требует технических знаний и смекалки. Долгие годы механиком в Архангельском театре кукол был по совместительству заслуженный артист России Ростислав Киселёв. Опыт кукольного мастера как нельзя лучше соединился в нём с опытом артиста-кукловода, «изнутри» знающего и чувствующего любую куклу. Но сейчас Ростислав Дмитриевич оставил эту должность, и место механика в театре свободно.
После того как над куклой поработает механик, она снова на какое‑то время попадает к бутафорам для окончательного обретения формы, потом снова к художнику – и у него обретает лицо. А потом наступает заключительный этап – куклу нужно одеть. Этим занимаются художник-модельер Надежда Мальчевская и закройщик Елена Пантелеева.
– Много мелкой ручной работы, не всё можно сшить на машинке, – говорит о специфике своего труда Елена Вячеславовна, которую мы застали в мастерской. – Зато куклы не капризничают и ни на что не жалуются, даже если их случайно уколоть иголкой. Кроме того, для некоторых спектаклей приходится погружаться в историю костюма. Например, для японской сказки «Журавлиные перья» мы искали в интернете выкройки кимоно и многое узнали об этой одежде, например, что все кимоно – мужские и женские – запахиваются на правую сторону, а вот умерших хоронят в кимоно с запахом на левую сторону. Могут сказать, мол, российскому зрителю это ни к чему, но мы придерживаемся достоверности. И потом, это всё очень интересно.
Но вот кукла готова. И начинается её актёрская жизнь. На этом непростом пути кукле необходимы внимание и забота. Это ей обеспечивает реквизитор Надежда Сибирцева.
– Куклы, конечно, стареют, – говорит Надежда Евгеньевна. – А знаете, когда сильнее всего? Когда остаются без работы. Ещё я заметила, когда кукла попадает в руки другого актёра, она начинает «сопротивляться» – что‑то у неё отрывается, сыплется. Но потом постепенно привыкает к своему новому партнёру. Вообще же, кукол надо периодически подновлять, освежать. Иногда их даже делают заново.
Вот примерно так создаётся театральная кукла. Конечно, бывает, что приглашённый режиссёр или художник приезжает уже со своими «артистами», созданными в театральных мастерских другого города. Но в любом случае каждая театральная кукла уникальна, и такую нигде не купить.