Директор центра когнитивных исследований
Северного (Арктического) федерального
университета Михаил Кунавин рассказал
о проектах по изучению головного мозга
в интервью пресс-службе САФУ.
Михаил
поделился результатами исследований
и открытиями в области изучения головного
мозга человека.
— Я бы мог
выделить несколько основных направлений
исследований. Первое — традиционное,
которое берет своё начало с ранних
работ, проводимых на кафедре биологии
человека. Оно связано с изучением
возрастных особенностей развития
познавательных функций у детей дошкольного
и младшего школьного возраста.
Другое —
относительно новое, связанное с
исследованиями сложных когнитивных
процессов и эмоциональных состояний,
возникающих у людей при принятии
различных решений. Есть, конечно и другие
исследования: в области нейролингвистики,
деятельности в условиях помех и
смоделированного стресса, но первые
два направления для меня являются
наиболее близкими.
— Исследования
по первому направлению являются скорее
мониторинговыми и проводятся на
постоянной основе на протяжении многих
лет. Я принимаю в них участие с 2016 года,
мы выходим в школы и детские сады,
тестируем мальчиков и девочек от 5 до
10 лет, записываем у них электрическую
активность головного мозга, оцениваем
уровни развития зрительного восприятия,
вербального и невербального интеллекта,
внимания и памяти, собираем информацию
об особенностях раннего развития детей,
выявляем группы риска, потом эта
информация передается учителям и
родителям.
Основная
цель подобных исследований — понять,
как формируется когнитивная сфера детей
в очень важный, критический период их
жизни: начало школьного обучения, когда
именно от сформированности познавательных,
школьно-значимых функций, зависит их
успеваемость, самооценка, и в конечном
итоге, психологическое благополучие.
Одна из
последних наших работ, которая должна
быть вот-вот опубликована, раскрывает
негативные последствия осложненных
родов. Мы показываем, что дети 7-8 лет,
появившиеся на свет в результате
осложненных родов отличаются от своих
сверстников более низким уровнем
вербального интеллекта и объемом
кратковременной памяти, также у них
отмечается пониженная скорость обработки
информации. Всё это делает их потенциально
неуспевающими учениками, на которых
необходимо обращать самое пристальное
внимание.
В рамках
другого направления мы изучаем работу
головного мозга в те моменты, когда он
принимает не самые очевидные для него
решения, часто зависящие от результатов
коммуникации с другими людьми.
Так, к примеру,
на протяжении последних трех лет мы
изучаем феномены доверия и недоверия,
эгоизма и альтруизма. Эти эксперименты
построены на моделях экономических
игр, где несколько человек должны
взаимодействовать друг с другом,
выполнять какие-то действия, принимать
различные решения и в итоге зарабатывать
реальные деньги. Всё это — имитация
ситуаций, которые, так или иначе,
происходят с каждым из нас в повседневной
жизни и определяют то, как мы поступаем
и выходим из них.
В результате
подобных исследований мы обнаружили,
что решение о доверии для человека
является слишком затратным и стрессовым
по сравнению с недоверием. Нам проще
не поверить партнеру по общению, выгоднее
занять позицию, при которой нам кажется,
что все остальные лгут или не договаривают.
Отвечая самому себе: «Это неправда» наш
мозг как бы сбрасывает с себя всю
ответственность за дальнейшие события,
ему не нужно тратить ресурсы на анализ
и проверку переданной информации, не
нужно волноваться о том, что он может
быть обманутым. Понимание этой особенности
работы нашего головного мозга становится
очень важным именно сейчас, когда
глобальный уровень взаимного недоверия
кажется запредельным.
— Буквально
сейчас происходит согласование всех
формулировок в соглашении о научном
сотрудничестве с Военно-медицинской
академией имени С. М. Кирова г.
Санкт-Петербург. Нам предложили стать
участниками проекта по изучению
психофизиологических механизмов риска
развития девиантного поведения у
молодежи, проживающей в Арктической
зоне Российской Федерации, который
проводится в рамках участия академии
в программе стратегического академического
лидерства «Приоритет-2030». Её специалисты
занимаются выявлением склонностей к
агрессивному и суицидальному поведению,
они пытаются найти их генетические и
биохимические маркеры. Мы подключаемся
к этой работе со своим опытом когнитивных
исследований, для того чтобы дополнить
картину особенностями функционирования
головного мозга.
— Сейчас
возникли определенные сложности с
приобретением нового оборудования в
связи с беспрецедентным уровнем санкций,
поэтому мы пытаемся искать выходы среди
отечественных производителей или делать
что-то самостоятельно.
Буквально
полгода назад мы своими силами
синхронизировали несколько наших старых
приборов, написали скрипты, которые
позволили перейти на совершенно новый
уровень изучения процессов, происходящих
в головном мозге — регистрировать
событийно-связанные потенциалы. Это
очень кратковременные, миллисекундные
вспышки электрической активности,
которые возникают в нашем мозге в тот
момент, когда он выполняет какие-либо
операции, принимает различные решения.
Зафиксировать их можно только в том
случае, если у вас есть возможность
синхронизировать запись активности
головного мозга и внешние реакции с
точностью до миллисекунды.
— Очень сложно
говорить об идеалах, поскольку достичь
их невозможно, но безусловно важно к
ним стремиться. В российской науке есть
такое понятие, как «научная школа» —
объединение людей, исследователей,
разделяющих одну и ту же научную
парадигму, работающих в ней, развивающих
одни и те же идеи.
Наверное, мне бы хотелось, чтобы на базе нашего университета когда-нибудь в обозримом будущем сформировалась мощная и устойчивая школа ученых-когнитивистов, чьи работы были бы широко известны не только в России, но и на мировой научной сцене.