19.03.2023 09:00

В Архангельске снимают цикл фильмов о местных художниках

Тележурналист Владимир Лойтер стал автором идеи о цикле передач, посвящённых архангельским художникам
Зоя Кулешова и Владимир Лойтер / фото автора
Последний посетитель. Выставка закрывается… / фото автора

–Эта идея родилась при общении с руководителем Музейного объединения Маей Владимировной Миткевич и Зоей Дмитриевной Кулешовой, — рассказывает Владимир Яковлевич. — Я предложил им показывать в зале музейного объединения мои старые фильмы, на которых запечатлены архангельские художники, их работы, выставки. Этих художников уже нет в живых, но работы их находятся в фондохранилище музея, значит, есть возможность сделать выставку. И поговорить об их творчестве уже с точки зрения сегодняшнего дня.

И серию таких фильмов взялась подготовить архангельская студия «Поморфильм».

Первым художником, о творчестве которого говорили за чашкой чая в музее ИЗО, стал заслуженный художник России Борис Лукошков. Выставка его работ состоялась в декабре прошлого года. И такое начало проекта было обосновано — прошлый год был годом столетия художника.

– Но потом мы подумали, что рамки проекта стоит расширить, — продолжает Владимир Лойтер, — и поговорить о творчестве художников, которые работают сегодня. Как раз в музее шла выставка Зои Гавшинской, которая называлась «Клоуниха». Она мне очень понравилась, и я предложил Зое перед закрытием выставки подвести её итог. Она согласилась.

На эту встречу пришли разные люди, но всем им было интересно творчество Зои Гавшинской, и все они были заинтересованы в таком общении. Фильм «Клоуниха» — визитная карточка Зои Гавшинской» уже вышел, он размещён на сайте сетевого издания «Поморская альтернатива».

Зоя Кулешова, заведующая отделом современного искусства музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», вспомнила, что Зоя Гавшинская приехала в Архангельск в один из самых интересных периодов жизни областного Союза художников — в 1958 году, когда шло много споров между художниками традиционной школы и молодыми, к которым тогда принадлежала Зоя. И всё же это было время и не только споров, но и творческого взаимодействия.

Татьяна Зеленина, заведующая отделом городской культуры музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», прежде всего отметила экспрессию в работах Зои Гавшинской и то, что она тонкая, ранимая, смешливая, а иногда в её работах есть трагические нотки.

Писатель Николай Харитонов заметил, что Зоя Гавшинская — человек очень откровенный, и признался, что он сам бы не решился так открыто показать себя. Виктор Хабаров, музыкант, саксофонист, заметил, что душа художника должна отражаться в его полотнах, а если этого не происходит, значит, он плохой художник. А в каждой работе Зои Гавшинской чувствуется её душа. Михаил Супрун, доктор исторических наук, профессор САФУ, в шутку предложил назвать стиль Зои Гавшинской — еnthusiasm, то есть вызывающий восхищение, а журналист и издатель Алексей Липницкий сказал, что эта выставка для него — о многом, потому что Зоя Гавшинская сумела найти свою тропинку и достойно пройти по ней, никого не задевая.

Спросила саму Зою Гавшинскую — надо ли ей такое обсуждение её творчества.

– Для меня было важно услышать, что думают обо мне и моём творчестве уважаемые мною люди, — ответила она. — Когда‑то подобные подведения итогов выставок были делом обычным, но лет десять как таких обсуждений не стало. На этой выставке у меня были представлены в основном новые работы, но также я показала и работы разных лет. И мне было интересно узнать, как будет оценена моя творческая ретроспектива, понять — туда ли я иду, интересно ли моё творчество зрителю.

Можно предположить, что поучаствовать в заинтересованном разговоре о своих работах будет важно и интересно любому художнику.

Когда обсуждение творчества Зои Гавшинской закончилось, собравшиеся не торопились уходить — пошли общие разговоры об искусстве, культуре. Ведь у нас практически нет площадок, где можно собраться и поговорить «о вечном». А затем Виктор Хабаров достал саксофон…

– Сейчас особо важную роль в нашей жизни стали играть музеи и библиотеки, — говорит Владимир Лойтер, — именно они становятся местом дискуссий, а не словесных перепалок. И встречи, которые начал организовывать музей ИЗО, пример тому.

Предполагается, что следующая встреча будет посвящена творчеству художника Ивана Котова, его уже нет в живых, а в апреле в музее планируется выставка его работ, которые хранятся в музейном фондохранилище.

Мы сейчас с интересом, а часто с умилением смотрим архивные кадры, листаем старые подшивки газет. Но и сегодняшний день когда‑то станет историей. И её будут восстанавливать в том числе по тем же подшивкам газет и таким фильмам. А может, только по ним…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО