– Тренингов, вебинаров, на которых обещают научить женственности и раскрыть «главные» секреты женского счастья, сегодня много, — говорит Екатерина Пяткова. — Спрос, как известно, рождает предложение. Но, погружаясь с энтузиазмом в такое обучение, не каждая женщина готова ответить себе на вопрос: «А по какой причине у меня этого нет?» Образно говоря, почему женственность не вшита в мою программу?
Перекроиться внешне, стать более привлекательной, усвоить с десяток различных хитростей для покорения и обольщения мужчин, действительно, можно. Но… Женственность — это всё‑таки про другое. Про естественность и гармонию. Гармонию между формой и содержанием. Если внутренний конфликт со своей женственностью существует, то рано или поздно ощущение дискомфорта начнёт захлёстывать, но пробиваться наружу будет утрированно. Например, через слишком яркую косметику, вульгарное поведение и так далее.
Содержание женственности многогранно. Это и доброта, любовь, принятие себя. Желание быть матерью — одна из составляющих. Когда у мамы с собственной женственностью взаимопонимание, то и у дочки есть все шансы раскрыть женственность в себе. Но, с точки зрения психологии, формирование женственности зависит не только от матери, но и от отца. Восхищаться дочкой, говорить комплименты, любить, хвалить и поддерживать — в этом секрет воспитания настоящих принцесс. Девочка должна чувствовать заботу отца. Она может позволить себе быть «слабой», потому что её папа сильный и всегда готов защитить.
А вот если поддержки нет, отец не живёт с семьёй или не уделяет дочке внимания — женственность, как цветок, может и не распуститься. У девочки, которая вынуждена «всё решать сама», быть с детства слишком сильной — начинает формироваться совсем не женский характер.
Важен и такой момент. Если папа хочет вырастить принцессу, то и к её матери, образно говоря, надо относиться как к королеве. Есть ли в отношениях уважение, забота? Когда на консультациях слышишь признания: «Я терпела унижения от мужа, чтобы у дочери был отец…» Первый вопрос: а зачем нужны такие отношения, убивающие женственность?
Или когда воспитание идёт по правилу: «Дочке — всё, а жене — по остаточному принципу». Неуважение к матери ребёнок чувствует всегда. «Пока я маленькая принцесса — меня лелеют. Но в кого я превращусь, когда вырасту и у меня появятся свои дети? Нет, не хочу… Зачем брать на себя такую ответственность? Зачем терять свою маленькую «корону»? Психосоматика — дело очень серьёзное. Страх повзрослеть, раскрыть в себе женщину подсознательно может включить «блокировку» на дарение жизни. Как итог — психологическое бесплодие.
У меня в практике был случай — молодая и привлекательная девушка обратилась по поводу своей, по её словам, «маленькой странности» — не могла носить юбки. Они вызывали у неё не только физический, но и душевный дискомфорт. Стали разбираться, провели диагностику. Родители развелись, когда ей было двенадцать лет. С тех пор с отцом, по её словам, практически не общается. Призналась вскользь: «Когда папа уходил, то забрал даже мои вещи». Но за этим признанием послышалось столько боли… Почему? Постепенно начали разматывать и этот клубок.
Картина прояснилась неожиданно. Оказалось, папа забрал вещи, которые сам когда‑то подарил. И любимую юбку «в клеточку, с двумя карманчиками» — подарок на двенадцатый день рождения — он тоже забрал. Детская психика так устроена, что защищаясь, прикрывает слишком болезненное. Но взрослая дочь на психологических консультациях начала вдруг вспоминать и анализировать то, что было вытеснено.
Ссоры между отцом и матерью происходили постоянно. И однажды на эмоциях мама вывалила в коридор вещи отца и все его подарки: «Нам от тебя ничего не надо!» Папа молча собрал всё в мешок и просто ушёл. По её воспоминаниям, он пытался потом встретиться, передать подарки, но мама запретила. «Подругам и родственникам мама постоянно рассказывала, что папа «мелочный» — детские вещи из дома унёс… Наверное, она была очень обижена. Ей хотелось, чтобы отца видели именно таким».
Осознание случившегося пришло намного позже. Но любимая юбка, которую отняли в двенадцать лет, подсознательно стала символом «забранной женственности» — «блокировка» произошла на этом этапе. Плюс травма потери отца, травма покинутого ребёнка…
И вторая история, которая тоже родом из детства. Обратилась клиентка — два неудачных брака. По её словам, всё время встречаются «не те мужчины». Какие? «Слишком слабые». Она постоянно раздражена. Подавляет гнев. Стала срываться на сыне… Из-за этого чувствует вину, но справиться с эмоциями не может.
Когда на консультациях удалось приоткрыть дверь в её прошлое, оказалось, что лет до семи она росла в любящей семье. Её, как самую маленькую, обожали и баловали. А потом случились девяностые. Отец потерял работу, начал пить. И два старших брата тоже потянулись к бутылке. Мама пыталась бороться с их пьянством, но борьба настолько поглощала, что отнимала все силы. «На меня у мамы не оставалось времени. А для отца я просто перестала существовать». В подростковом возрасте она пережила сексуальное насилие — напали в подъезде. Но дома, по её словам, сделали вид, что «ничего не было». Её не защитили, хотя в семье было трое взрослых мужчин…
Ощущения защиты у неё нет до сих пор. Доверия к мужчинам нет тоже. Гештальт не закрыт. Подавление женственности перешло в психосоматику — начались гинекологические проблемы.
Любая ситуация насилия, когда девочка не чувствует себя защищённой, — удар по её женственности. И даже такие «невинные» проявления, когда третьеклассницу Таню обижает сосед по парте Витя — постоянно дёргает за косички. Она жалуется взрослым и слышит нелепое: «Витя с тобой заигрывает! Ты красивая, ему просто нравишься!» А ей обидно до слёз. Но в головушке откладывается: «Дёргать за волосы — про любовь». Но кому нужна такая любовь? И для чего быть красивой, если это больно?..
Ещё одна причина блокировки женственности — неуверенность в себе, которая часто взращивается самими родителями. Пытаясь повысить самооценку, девочка начинает доказывать свою «силу». У меня была клиентка, которая таким образом пыталась доказать отцу — дочка не хуже сына. Как оказалось, папа очень хотел наследника, а родилась она. Трагедии, безусловно, не произошло. Но папа, по её словам, часто шутил: «Была бы ты, Маша, Мишей…»
Непринятие себя — бессознательный уровень. Но неосторожное слово значимого взрослого может повлиять на всю последующую жизнь ребёнка. В итоге борьба за место под солнцем трансформировалась в жёсткий перфекционизм и проблемы со здоровьем. Анорексия, булимия… Был полностью нарушен гормональный баланс. Организм, получивший сигнал к саморазрушению, пытался бороться с проявлениями женственности.
К слову, среди ярых феминисток тоже много тех, кто пережил психологическую травму, прошёл через непринятие. Хотя они могут в этом не признаваться. Но когда ты себя ценишь и любишь, зачем доказывать, что «меня можно любить и такую»? Затянувшаяся борьба — следствие внутреннего конфликта. Но заглянуть в себя, увидеть себя настоящую — боязно.
Женственность при всей её лёгкости и естественности, как любая опора, нуждается в укреплении — не только внешнем, но и внутреннем. Важно не просто понять, что не так, но и найти ответ: «Почему это происходит со мной?» Искать причину и начать снимать внутренние блокировки никогда не поздно. Поверьте, к любому замочку, даже если код очень сложный, при желании всегда можно подобрать ключик.