Ранее отдел опеки и попечительства районной администрации составил заключение об отсутствии обстоятельств, препятствующих проживанию несовершеннолетнего в жилом помещении, где он был зарегистрирован. А районная администрация вынесла постановление об отказе включить ребёнка в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Детский дом просил признать эти акты недействительными и принять соответствующие положительные решения, которые позволят мальчику по достижении совершеннолетия обрести крышу над головой.
Подросток является ребёнком-инвалидом, воспитывается в детдоме уже семь лет. Его одинокая мама была ограничена в родительских правах, затем лишена их.
Когда руководство детского дома просило районную администрацию принять решения, позволяющие ребёнку в будущем не остаться на улице, муниципальные чиновники соответствующих оснований не усмотрели.
Обратившись в суд, представители детского дома указали, что в неблагоустроенном жилом помещении, где ранее проживал ребёнок, и которое закреплено за ним, зарегистрированы пять человек, на одного проживающего приходится менее десяти кв. м, что ниже учётной нормы площади жилого помещения на одного человека — 12 кв. м.
Не соглашаясь с исковыми требованиями, ответчики настаивали на том, что фактически в доме проживают лишь два человека, следовательно, права ребёнка не нарушены, жилплощади хватает, даже с избытком!
Суд признал недействительным заключение отдела опеки и попечительства администрации муниципального образования об отсутствии обстоятельств, препятствующих проживанию несовершеннолетнего в жилом помещении, признал недействительным постановление администрации об отказе во включении его в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию. И возложил на администрацию обязанность включить ребёнка в соответствующий список.
Оспаривая решение суда первой инстанции, районная администрация настаивала на том, что в жилом помещении фактически проживают лишь бабушка и дядя ребёнка, его младшие сестра и брат живут в приёмной семье, где им и обязаны предоставить жильё.
Согласно закону, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место их жительства, по достижении ими совершеннолетия или полной дееспособности однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма.
Решение жилищного вопроса детей-сирот является острейшей проблемой, не решаемой на протяжении длительного времени, даже после вступления в законную силу соответствующих судебных решений, которые по смыслу закона должны быть исполнены незамедлительно.
Так, в январе 2023 года Архангельский областной суд рассмотрел дело по жалобе истца: в 2013 году вынесено решение о предоставлении ему в городе Архангельске жилого помещения, предусмотренного законом для детей, оставшихся без попечения родителей.
По сей день решение не исполнено. Истец указал, что, являясь инвалидом, вынужден проживать у родственников и знакомых, в гараже в антисанитарных условиях. Он просил вынести решение о предоставлении ему денежного эквивалента жилого помещения, что, к сожалению, не предусмотрено законом.
Когда мы вновь и вновь обращаемся к данным статистики о значительном числе сирот, ставших по достижении совершеннолетия асоциальными, маргинальными личностями — бродягами, обитателями пенитенциарных учреждений, необходимо учитывать, что у вчерашних детей, не имеющих навыков самостоятельной жизни, зачастую нет жилья, либо они не могут жить в том помещении, что им предоставляют. И нередко они не справляются со всем грузом обязанностей взрослого, подчас непосильным даже для тех, кто вырос в благополучной семье и не остался без поддержки, отпраздновав 18‑летие…