12.03.2023 09:00

Наследие: Возродить узоры из прошлого

Возможно ли вернуть в обиход старинные орнаменты, которыми украшали ткани на территории нынешней Архангельской области ещё пару поколений назад?
Вот так рождается схема узора
Первую книгу Марины сегодня можно найти в библиотеках

В Плесецке нашлись энтузиасты, готовые попробовать…

Сначала — в своём районе

«Красным КрОсно» — так называется этот проект, а его руководитель — плесетчанка Марина Кустова, о которой мы уже рассказывали чуть более двух лет назад.

Тогда Марина и её друзья придумали такую настольную игру по карте Плесецкого района, которая и игра, и туристический путеводитель, и пособие по краеведению для самых маленьких в одном. Причём Марине удалось привлечь средства на её издание и бесплатно обеспечить ею все детские сады и школы своего района. Уже тогда Марина произвела впечатление человека, настолько влюблённого в свой край и настолько деятельного, что было ясно, что на игре она не остановится, тем более что создала и возглавила автономную некоммерческую организацию «Дом ремёсел „Традиция“», целью которой поставила изучение и распространение северных ремёсел…

Марина Кустова за работойМарина Кустова за работой

В 2021 году Марина представила новый проект своего некоммерческого объединения «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!», поддержанный федеральным грантом и ставший, как теперь понятно, мостиком к нынешнему проекту.

В течение двух лет она ездила по деревням и посёлкам своего района вместе с ученицами молодёжной студии дизайна одежды при центре дополнительного образования Плесецкого района, исследовала сохранившиеся старинные ткани, сотканные вручную, и учила юных дизайнеров ткать. В итоге ученицы соткали полотно по образцу одной из полюбившихся старинных тканей и создали из него коллекцию одежды для девушек — уже современного кроя, но с уважением к традиции. Её премьерный показ состоялся этим летом на фестивале традиционных знаний в Кенозерском национальном парке. Но это было ещё не всё.

В ходе работы по этому проекту Марина воссоздала схемы для ткачества попавшихся ей старинных узоров и включила их в каталог «Орнаменты Плесецкого района», который собрала под наставничеством известного северного мастера по ткачеству, народного мастера РФ Анны Беднарчик. Получился не просто каталог, а практическое руководство по ткачеству орнаментов, технология создания которых уже ушла из народной памяти. И это предопределило дальнейший ход событий…

– Книга вызвала такой большой резонанс среди мастеров, что мы решили продолжить эту работу. Так и появился новый проект, — рассказывает Марина.

Теперь в замысле — изучить образцы старинной домоткани по всей Архангельской области и составить схемы наиболее типичных для каждой местности узоров, а затем издать их одной книгой, чтобы современные мастера могли их снова ткать. Проект уже получил поддержку Фонда президентских грантов, представ под ярким названием «Красным КрОсно». И у нас, на Севере, вряд ли кому‑то придётся объяснять заложенную здесь изящную словесную игру: «крОсном» или «крОснами» ещё в не таком далёком прошлом называли ручной ткацкий станок, а также заложенную в него нитяную основу…

Копнули — 95 находок

Выезды за сбором материала участники проекта планируют начать весной. С большинством территорий уже есть предварительные договорённости.

– В первую очередь мы, конечно, пойдём в музеи, в том числе в маленькие, в такие, про которые широкая аудитория даже не знает. Большинство музеев области уже написали, что согласны нас принять, — рассказывает Марина. — Также хотим посетить музейные комнаты при библиотеках и школах, где сохранились вещи из старинной домоткани.

Однако авторы проекта мечтают исследовать не только предметы, попавшие в музейные коллекции, но и те, которые до сих пор хранятся в семьях и неизвестны специалистам. Марина уверена, что такие ещё остались.

– Я много езжу по области. Когда во время поездок при случае заговаривала об этом с жителями, каждый раз оказывалось, что у людей хранится ещё достаточно много предметов старины, — отмечает Марина. — Когда мы проводили исследование узоров по Плесецкому району, мы обнаружили в семьях жителей 95 старинных тканых изделий! И притом что у нас в Плесецком районе до сих пор нет своего районного музея, многие узоры удалось отснять именно с таких вещей, которые «из сундуков».

С некоторыми семьями в районах уже удалось договориться: исследователей ждут, — и Марина будет очень рада, если найдутся ещё люди, готовые показать сохранившиеся у них ткани ручной работы. Можно связаться с Мариной через группу её НКО в соцсети «ВКонтакте». Авторы проекта обещают, что все вещи останутся у владельцев, — им требуется только осмотреть их и сфотографировать.

– Замысел очень хороший, — отмечает заведующая отделом природного и историко-культурного наследия Архангельского краеведческого музея Жанна Петриченко, когда мы просим её как представителя научного сообщества выразить своё отношение к задумке Марины. — Работа по изучению сохранившихся узорных тканей велась у нас ещё до революции, но такого монументального труда — по тканям со всей области — ещё никогда не издавалось, и если это удастся сделать, это будет большое достижение.

Дать удочку

Между тем Марина рассказывает ещё об одном направлении проекта «Красным КрОсно»: планируется не только дать мастерам готовые схемы узоров, но и научить их самостоятельно составлять схемы по рисунку узора ткани.

– Существует компьютерная программа, которая помогает составлять схемы для ткачества, вышивки и вязания, мы сами используем её в нашей работе, но не все мастера о ней знают, — поясняет Марина. — Мы запланировали провести в районах серию занятий по её освоению. Где именно будем их проводить, пока не определено, — готовы к приёму заявок. Главное условие — наличие помещения и компьютеров, на которых можно будет установить программу и поучиться.

На эти занятия авторы проекта ждут не только мастеров по ткачеству, но и вообще всех, кому интересно.

– Наша цель — научить людей самостоятельно снимать схемы со старинных изделий для того, чтобы сохранять эти узоры и повторять их в новых работах, — говорит Марина.

Она уверяет, что интерес к ткачеству растёт. После выхода первой книги по образцам узорного ткачества Плесецкого района сработал принцип домино. И теперь, рассказывает Марина, традиционные плесецкие орнаменты пробуют ткать даже на побережье Чёрного моря…

Впрочем, в подробностях эту историю мы узнаём уже от Светланы Ивановой, мастера по ткачеству из Сочи.

От Белого моря — к Чёрному

У Светланы нет северных корней, но не так давно она закончила ткать полотенце, повторяющее узор старинного плесецкого рушника, и получилось так здорово, что многие, оставляя на странице её работ восторженные комментарии, называют его копией.

Сама же создательница рассказывает, как листала впервые книгу Марины Кустовой и просто не смогла оторвать глаз от этого узора — такое ощутила притяжение…

– Из литературы я знала, что раньше на рождение младенца дарили особый рушник, который символизировал «нить жизни». С этим рушником человек проходил весь свой жизненный путь: крещение, венчание, рождение первенца и в дальнейшем обряд похорон. Весь период жизни этот рушник обрамлял икону в красном углу, берегли его наравне со святыней. И посмотрев на фото этого узора в книге Марины, я как‑то интуитивно почувствовала, что это и есть тот рушник, описанный в литературе, — вспоминает Светлана.

А потом она прочитала, что оригинал, с которого снимали схему, по трагической случайности уже навсегда утрачен: сгорел во время пожара в Плесецкой библиотеке в 2017 году.

– Мне стало очень жаль, что узор, продуманный так гармонично прежними мастерами, в вещественном виде навсегда потерян. Поэтому и решила попробовать восстановить утрату, — говорит Светлана. — Конечно, это не копия, — предупреждает она тех, кто видит в новом полотенце «то самое». — Сразу скажу, что и не мыслила соткать копию плесецкого полотенца: для этого нужно видеть оригинал, толщину нити основы и утка и так далее, а поскольку оригинал потерян, это, я думаю, теперь уже невозможно. Я надеялась только повторить узор — благодаря схемам Марины это теперь возможно.

Секрет за подкладкой…

Путешествовать по области Марина Кустова готовится вместе с художником — участницей многих творческих проектов в нашей области Алёной Соломатиной. Это по её эскизам сделаны гигантские граффити на многоэтажке в Северодвинске, расписан дом в Масельге, стилизованный под старину.

– Мы планируем снимать схемы с фотографий узоров. Но бывает, что для этого недостаточно самого узора — чтобы разобраться в технологии, надо ещё какие‑то узлы зарисовать. И, чтобы затем объяснить технологию в книге, тоже потребуется художник, — объясняет Марина.

Но могут быть и случаи, когда предмет перед глазами — а понять технологию до конца невозможно, рассказывает мастер.

Например, некоторые музеи не разрешают брать старинные изделия в руки, а без этого не рассмотреть их со всех сторон. Или разрешают, да крой изделия такой, что, как ни верти, ни с какой стороны не видно, как именно вшиты детали. Или есть подкладка. В этом случае, только её оторвав, можно увидеть изнанку ткани. Но позволить себе это невозможно: первоочередная задача — сохранить вещь.

– В любом случае мы будем собирать всю информацию, которая попадёт нам в руки, — говорит Марина. — А та информация, которая окажется на сегодня недостаточной и в книгу не попадёт, будет у нас накапливаться — возможно, в дальнейшем она пригодится.

Книга, подобной которой не было

Книга «Орнаменты Архангельской области», согласно срокам проекта, должна появиться в первой половине 2024 года. В ней будет собрана информация о традиционных узорных тканях, важная прежде всего для понимания технологии их изготовления.

Многим уже сейчас хочется узнать не только технологию — люди пишут Марине, что хотели бы почитать и об истории возникновения традиционных орнаментов, и об их символике, спрашивают, планируется ли дополнить книгу такими сведениями.

– По сравнению с «Орнаментами Плесецкого района», информации в новой книге будет больше, — отвечает Марина. — Например, будут добавлены сведения о плотности ниток на сантиметр — специфический параметр для ткачей-практиков. Планируем также поместить раскрой некоторых оригинальных изделий с размерами. Однако информации о символике узоров в этой книге не будет: наша цель — прежде всего сделать практическое руководство для тех, кто ткёт.

Как и первая книга, посвящённая орнаментам Плесецкого района, книга «Орнаменты Архангельской области» будет издана на средства федерального гранта, а, значит, в продажу не поступит — будет бесплатно распространяться по библиотекам Архангельской области и учреждениям, в которых ведётся работа по сохранению традиционных ремёсел. Но когда проект завершится, появится право напечатать коммерческий тираж.

– Наш проект завершится в июле 2024 года. К этому времени мы должны издать и распространить по области книгу, — говорит Марина. — С учётом нынешних типографских цен запланировано напечатать 300 экземпляров. В первую очередь они будут вручены тем учреждениям, которые предоставят нам материал, и районным библиотекам.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ХЛЕСТАЧЁВА