08.03.2023 11:00

Котласскому коллективу индийского танца «Сарасвати» в этом году исполняется 30 лет

Он действует при Котласском городском доме культуры
Фото предоставлено участниками ансамбля «Сарасвати»
Создатель и руководитель коллектива Наталья Французова
Солист младшей группы Александр Борисов
Солистка Полина Кочурова
Солисты средней группы Валерия Михайлина и Ксения Шарафутдинова
Солисты старшей группы Арсений Пантелеев и Алина Земцовская
Александра и Ольга Гавриловы
Алина, Карина и Анна Земцовские

Как куколки

– Готовиться к выступлению мы начинаем за несколько часов до концерта, – рассказывает четырнадцатилетняя Алина Земцовская, которая девять лет танцует в «Сарасвати».

Она подробно объясняет, как сначала «делают голову», потом накладывают грим на лицо, красную краску и рисунки на тело, руки и ноги. Это целое действо, которому обучают специалисты в онлайн-школе. Мама Алины прошла это обучение и теперь сама учит других участников ансамбля делать всё правильно.

Маму в ансамбль привели дочки Алина и Карина. То есть сначала она привела их туда, а потом они её. И это обычная практика, когда дети или внуки приводят мам и бабушек на занятия и те становятся участниками ансамбля. Есть и такие ситуации: девочки танцевали в этом ансамбле, затем выросли, пошли учиться, работать, вышли замуж, родили детей. Когда те подросли, они вспомнили про «Сарасвати» и привели их туда. А потом и сами вернулись… Теперь танцуют династиями – бабушки, мамы, дочки, внучки…

Наверное, так получается потому, что «Сарасвати» не просто ансамбль танца, а, как сказала его руководитель Наталья Французова, большая танцевальная семья. И ещё образ жизни, постижение другой культуры – в чём-то далёкой и экзотической, в чём‑то близкой и родственной. А поскольку речь идёт о культуре, то и уважение к ней соответствующее. И ни в чём не может быть неточностей и небрежности. А образ танцора как раз начинается с грима.

– Пока мы его наносим, настраиваемся на танец, – продолжает Алина. – Это уже другое состояние…

По словам Алины, грим они наносят только теми средствами, которые Наталья Александровна Французова привозит из Индии – он из натуральных составляющих, не портит кожу и волосы, не течёт во время танца.

– Для каждого типа танцев есть свои особенности в нанесении грима, – объясняет Алина. – Например, когда танцуем «Болливуд», наносим его более свободно, стрелки можем нарисовать потоньше. А если речь идёт о классических храмовых танцах, здесь никаких вольностей не допускается – стрелки определённой толщины, рисунки на руках и ногах тоже должны соответствовать образу.

– Многие мамы помогают детям наносить грим – ведь сделать это им самим, особенно маленьким, довольно сложно, – вступает в разговор Александра Гаврилова, которая тоже танцует в «Сарасвати».

По классической схеме сначала она привела в ансамбль дочку Олю, затем Оля привела туда маму.

– Но когда всё сделано правильно, – продолжает Александра, – они становятся невероятно красивыми – будто куколки…

«Наши дети даже моргают синхронно»

– Такие же строгие требования и к костюмам, – продолжает Александра. – Все ткани для них, а также все украшения из Индии привозит Наталья Александровна. Из-за пандемии по коронавирусу она два года не ездила в Индию, поэтому мы немного пообносились, где‑то костюмы подшиваем, а где‑то бусинки оторвались. Но пришить «чужеродную» бусинку невозможно…

Александра говорит, что Наталья Александровна очень строгая во всём.

– Но только так можно создать коллектив, где все чувствуют ответственность друг за друга, – продолжает она, – больше всего боишься, что из‑за тебя танец получится не таким, каким был задуман. Очень важно, что наши дети учатся такой ответственности, они привыкли чувствовать друг друга в танце. Они даже моргают синхронно!

Ещё важный момент, как рассказала Александра, в ансамбле детей учат культуре сценических отношений, прежде всего уважительному отношению к сопернику:

– Наталья Александровна говорит: если проиграли на каком‑то конкурсе – никаких слёз и демонстраций чувств. Обязательно порадоваться за соперников, подойти, поздравить, улыбнуться. Придёт время – они нашей победе порадуются.

А ещё дети, участвующие в ансамбле, по словам Александры, приучены к дисциплине.

– Мы много ездим с концертами, а также на фестивали и конкурсы, в том числе в большие города, – говорит она. – И не было случая, чтобы нашим детям в поезде делали замечания. А иногда едет до девяносто человек! Бывает, что закупаем весь вагон, тогда дети играют, взрослые общаются. От самой такой поездки радость.

Большую роль в организации поездок, да и вообще работы и жизни ансамбля, играют мамы. Кто‑то отвечает за бронирование гостиницы, кто‑то за трансферт, есть мама – костюмер, которая отслеживает, чтобы все костюмы были в порядке, чтобы никто ничего не перепутал, есть бабушка, которая своими руками делает бутафорию.

– Это важная часть нашей жизни, – продолжает Александра Гаврилова. – Благодаря ансамблю, у нас есть общее дело с нашими детьми, общие интересы, а это дорогого стоит! А ещё мы знаем, что наши дети не растеряются в большом городе, если придётся, найдут выход из сложной ситуации и обязательно помогут друг другу и тем, кто оказался рядом. И это тоже культура отношений, которую, как показывает опыт, можно воспитать…

Танцы начались с влюблённости

– С чего всё начиналось? – задумывается Наталья Александровна Французова, создатель и руководитель ансамбля «Сарасвати». – Ещё в детстве я очень полюбила индийское кино. А в главного героя фильма «Танцор диско» просто влюбилась. Затем вышел фильм «Танцуй, танцуй», и я смотрела его раз тридцать, притом сидела на всех сеансах целый день. После этого фильма стала пробовать танцевать индийские танцы сама, а с помощью мамы из подручных средств шила костюмы.

Ещё в школе Наталья мечтала стать артисткой и даже пыталась поступить в театральный вуз в Москве, но безуспешно. Вернулась в Котлас, работала гардеробщицей в школе, потом в городской поликлинике в регистратуре. А дома её ждал иной мир – мир индийского танца – прекрасный, завораживающий, дающий вдохновение.

Вселенная смотрела-смотрела на такое упорство и послала-таки Наталье «знак судьбы» – при Лимендском речном училище открылось общество совестско-индийской дружбы. Туда в основном входили любители индийского кино, которые общались между собой и переписывались с единомышленниками со всей страны. А Наталья к тому времени уже танцевала индийские танцы, пусть и на самодеятельном уровне, более того, она стала ездить по области и выступать. Затем директор школы предложила ей организовать кружок индийского танца. Его и назвали «Сарасвати» в честь богини мудрости, знания, искусства и красоты.

Вскоре энтузиаста индийских танцев пригласили в Москву в российско-индийское общество дружбы, председателем которого в то время была первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. И юная котлашанка оказалась за одним столом с ней, когда обсуждали возможности и перспективы развития дружбы между двумя странами. Тогда же танцевальный кружок из котласской школы выступил при посольстве Индии и сразу стал лауреатом.

И ансамбль перешёл под крыло городского Дома культуры. Наталья получила специальное образование – сначала среднее, а затем с красным дипломом окончила Санкт-Петербургский институт культуры по специальности «режиссёр». По её словам, это очень помогает при постановке танца – чтобы там был сюжет, захватывающее и красочное действие.

«Можно вытанцевать всё, что надоело»

Но стоит сказать ещё об одном подарке судьбы – она послала в помощь Наталье её двоюродного брата из Архангельска. Он переехал в Индию, где пять лет изучал классический индийский танец!

Брата зовут Александр Кононов, сейчас он известный специалист в области классического храмового индийского танца, ученик легендарных преподавателей древнейшего стиля академии изящных искусств «Калакшетра». Лауреат международных и всероссийских конкурсов индийского классического танца. А также директор московской школы индийского танца „INDIANclass“. Он же в онлайн-школе учит тонкостям индийского танца участников «Сарасвати».

Я была на репетиции ансамбля, и юные танцоры показывали отдельные танцевальные элементы, называли их на санскрите, рассказывали историю их возникновения и историю танца, в котором они присутствуют.

Двенадцатилетняя Настя Тишинская рассказала, что все эти знания они получили как раз в онлайн-школе.

– Александр Кононов нам не только показывает новые элементы, мы узнаём историю танца, который изучаем, почему и как в нём возникли эти движения, а заодно изучаем и историю Индии, – рассказывает Настя. – А храмовые танцы могут длиться по несколько часов, у них есть глубокий смысл. И прежде чем их исполнять, этот смысл нам надо понять.

Оказывается, что репетиции ансамбля идут пять раз в неделю, плюс занятия в онлайн-школе. Спрашиваю девочек – не устают?

За всех отвечает Настя:

– Наоборот, танцы помогают. Особенно после тяжёлого или неудачного дня. Ты знаешь, что на репетиции можешь вытанцевать всё – всё, что тебе надоело.

«Там нас любят»

Наталья Александровна рассказывает, что в Индию стала ездить с 2006 года – сначала брат помог, а потом сама обрела там много друзей и помощников.

Хотя эти поездки не из лёгких. Ведь есть важная миссия – закупить ткани, украшения, грим. И надо целую неделю бегать по магазинам. С Натальей Александровной ездят участницы ансамбля, они же мамы участниц.

– Это большое количество разных покупок, – говорит Наталья Александровна, которые также надо упаковать, а потом ещё и перевезти через таможню. Обычно там с пониманием относятся к нашему грузу, но однажды открыли мою большую сумку с бубенцами. Удивились – зачем столько? Но когда узнали, что я руководитель ансамбля, пропустили.

Наталья Александровна говорит, что пробовали их пересылать, но это очень дорого. А кстати, и она сама, и другие участники в поездки в Индию отправляются за свой счёт, покупки тоже делают на деньги участников ансамбля.

– Меня иногда спрашивают – зачем мне это надо? – говорит Наталья Александровна. – А я не знаю – зачем. Просто надо, это моя жизнь, а теперь и жизнь многих из тех, кто пришёл в ансамбль.

Ещё важный момент – мало того, что ткани и украшения надо купить в Индии и привезти в Котлас. Из всего этого надо создать аутентичные костюмы. Оказывается, в Котласе есть такая мастерица.

– Нам шьёт мастер Светлана Белых, которая раньше работала в доме культуры, – объясняет Наталья Александровна. – Она хорошо знает, что такое сценический костюм, и очень хорошо понимает, что мне нужно для танца. Но у неё работы очень много, и сейчас этому очень сложному делу учится ещё одна швея.

К костюмам в ансамбле отношение очень бережное – старшие, когда вырастают из них, за небольшую денежку продают младшим. В ансамбль ходить начинают с четырёх лет. Верхней возрастной планки нет – поэтому с внуками танцуют бабушки. Нет также специального отбора при поступлении в ансамбль.

– Отбор происходит потом – сам собой, – говорит руководитель «Сарасвати». – По своему опыту знаю, что часто успеха добиваются не те, кто пришёл и удивил своими способностями. Талант – далеко не главное. Главные – желание, упорство и трудолюбие. На них всё держится.

Если говорить о «Сарасвати», можно сказать, что здесь присутствует некий коллективный талант, который позволил ансамблю добиться успеха на самых престижных конкурсах и фестивалях. Выступал ансамбль и в Кремлёвском дворце. Жюри удивлялось точности попадания в образы, в движения, в ритм и в саму ауру танца, которые демонстрируют артисты.

«Сарасвати» выступал и в Индии. Было это в 2018 году в Ченнае – это один из крупнейших городов страны. Коллектив из Котласа танцевал на одной сцене с местным ансамблем. И оказалось, что артисты из далёкой северной глубинки на голову выше в своём мастерстве…

– Было очень много гостей, – вспоминает Наталья Александровна, – пришёл наш консул, представители городской власти, журналисты. Мы выступали в зале на тысячу мест, и он был заполнен. После концерта многие зрители плакали. А ещё звучало много длинных приветственных речей – у них так принято, нам дарили подарки, повезли на экскурсию к известному индийскому храму, а потом неделю мы отдыхали у океана.

Наталья Александровна после вынужденного «ковидного» перерыва снова собирается в Индию с несколькими помощницами. Им предстоит большая работа – много всего предстоит закупить и привезти в Котлас, чтобы потом зрителям показать истинную красоту индийского танца.

И подумалось – когда мы говорим о продвижении собственной культуры в других странах, конечно, подразумеваем свои национальные обычаи, танцы, песни, ремёсла. Что логично. Но есть и такой путь – показать, как бережно и с любовью мы можем относиться к культуре народа, который близок нам по духу, связан с нашей историей и нашими традициями. А уважать другою культуру можно только тогда, когда уважаешь свою…

– Я очень люблю Индию, – говорит Наталья Александровна. – Нет, жить бы там не смогла – мой дом в Котласе. А поездка в Индию нужна, чтобы прийти в равновесие, набраться сил, энергии. Когда находишься в этой стране, понимаешь, как много нас связывает – даже орнаменты на рушниках схожие. Важно, что нас здесь очень любят и душевно принимают не только знакомые, но и незнакомые люди. Все здороваются, улыбаются… Просто душа отдыхает. А русская душа и индийская душа – родные…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО