05.03.2023 15:07

Художник, прославивший Русский Север — Александр Вахрамеев

Если речь зайдёт об известных художниках, которые родились в Архангельской области, любой северянин в первую очередь назовёт имя Александра Борисова — ведь он всем известный живописец Арктики
Котласский берег
Женский труд в Соломбале / Соломбалки
Котлас – железнодорожный узел у Северной Двины

А знакомы ли вы с творчеством Александра Вахрамеева? Этот вопрос я задавала и журналистам, и артистам, и представителям органов власти. Девять из десяти спрошенных спрашивали в ответ: «А это кто? И почему мы должны его знать?» Правда, сотрудники музея ИЗО в Архангельске, директор архангельского морского музея и художники в Котласе оказались знакомы и с именем, и с творчеством Александра Ивановича Вахрамеева.

А ведь его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Музее истории Петербурга, в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии, а также в Пензенской областной картинной галерее.

149 лет со дня его рождения исполняется 11 марта. Считается, что Александр Вахрамеев — один из самых талантливых учеников корифея русской живописи Ильи Репина.

Кстати, он земляк Александра Борисова, родился недалеко от Красно­борска, в деревне Пермогорье, в семье местного дьякона. И в краеведческом музее Красноборска можно по документам проследить, как он становился художником. После окончания архангельской духовной семинарии отец дал письменное благословение сыну на учёбу в Петербурге.

В мире искусства принято считать, что главные работы Александра Вахрамеева связаны с жанровыми сценами репортажных зарисовок, демонстрирующих, как имперский Петербург превращался в мятежный Петроград. Или с портретами женской половины семьи известного в Петрограде врача Долинского.

Но, оказывается, среди акварелей, живописных и графических картин Александра Вахрамеева очень много запечатлённой любви к родному краю — он писал Красноборск, Сию, Соломбалу, Соловки и даже Котлас, которого в качестве города ещё не существовало.

До постройки железной дороги это место имело малое экономическое значение. Здесь не было даже пароходной пристани, она находилась на противоположном берегу, у деревни Усть-Курьи.

В конце XIX века Котлас и находившиеся вокруг него деревни — и те, что были севернее, и те, что располагались восточнее — принадлежали Сольвычегодскому уезду.

В мае 1895 года решено было соорудить ширококолейный железнодорожный путь от станции Пермь Уральской линии до пристани Котлас на Северной Двине. Эта дорога составлялась из двух участков: Пермь — Вятка, Вятка — Котлас. При этом линия Пермь — Вятка — главное звено в цепи железных дорог, соединяющих Великий Сибирский путь с Москвой и Санкт-Петербургом. Линия Вятка — Котлас предназначалась для доставки на север России дешёвого хлеба.

Для того чтобы проложить рельсы вдоль Северной Двины у Котласа, пришлось укреплять берега, а внизу, около самой реки, прямо к пристаням были проложены рельсы. Потом грузы, прибывавшие в Котлас по железной дороге, перегружались на пароходы и баржи, отправлялись в Архангельск.

Постройка железной дороги длиной 812 вёрст с крупным железнодорожным узлом у Северной Двины была завершена в 1899 году. Так Котлас стал крупной железнодорожной станцией на высоком берегу Северной Двины. Именно этот исторический момент запечатлён на картинах Александра Вахрамеева.

И этот художник заслужил, чтобы его помнили. А узнать больше о нём и его творчестве есть повод — в следующем году исполняется 150 лет со дня рождения художника.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Алла ВАЛУЙСКИХ