В этом городе действительно можно выпасть в осадок — столь много здесь всего, что хочется посмотреть, о чём узнать. Жители Сольвычегодска любят называть его самым маленьким городом в стране — сейчас здесь проживает порядка двух тысяч человек. При этом в городе — 32 объекта культурного наследия, памятники истории, архитектуры, четыре из них федерального значения. Всё — в шаговой доступности. А ещё много всего того, что называется нематериальным культурным наследием. Например, Сольвычегодск — родина известного литературного персонажа, острослова Козьмы Пруткова, здесь два раза ссылку отбывал Иосиф Джугашвили, который впоследствии стал известен всему миру как Иосиф Сталин.
А ещё знаменитая лечебная сольвычегодская сапропель — поправлять здоровье сюда приезжают со всех концов страны.
– Нам тоже важно понять, чего прежде всего хотят люди, которые сюда приезжают, — говорит Александра Новикова, директор туристическо-информационного центра Котласского района. — Ответы во время наших опросов бывают совершенно неожиданные. Например, одна туристка заявила, что в Сольвычегодске ей больше всего понравилось кормить уток. За этим она ещё готова приехать.
Вроде как их можно покормить, не выезжая из своего родного города. Но если подумать… Здесь тишина и покой, древние, московского масштаба храмы, купеческие дома и даже купеческий же дворец. И уточки плещутся в заводях… Как говорит Александра Николаевна, Сольвычегодск — город, в котором сохранилось время.
– Я сначала удивлялась подобным ответам, — продолжает она. — Но потом поняла: человеку бывает важно прочувствовать не только смысл места, куда он приехал, но и свой жизненный смысл. А здесь ритм совершенно другой, ему подчиняешься невольно. И человек начинает задумываться — куда и зачем он бежит? Для этого иногда достаточно просто остановиться и покормить в тишине тех же уток…
Так мы подошли к таким понятиям, как брендбук и дизайн-код города. Брендбук Сольвычегодска был представлен ещё в 2021 году, его разработала компания «Асмысл». Из названия компании-разработчика понятно, что просто красотой линии и слога дело не обойдётся. Искать смыслы, кормя уточек или погружаясь в сложное искусство строгановской иконописи, — это по‑нашему. И слоган к бренду города выбран соответствующий: «Сольвычегодск — в чём твоя соль?» Все элементы дизайна выполнены в чёрно-белом цвете, которые соединяют кристаллы соли.
В разработке брендбука города участвовал Максим Черных, директор теперь уже Сольвычегодского музея-заповедника. Считает его весьма удачным — с одной стороны, он отражает суть города — соляной промысел, на котором и поднялись купцы Строгановы. С другой, имеет и метафорический смысл — соль города также в богатейшем историческом наследии.
– Вот отсюда мы начали освоение Сибири, — Максим Вячеславович показывает на солёное озеро в центре города. Здесь же бьёт и солёный фонтан, наполняя чашу, которая никогда не замерзает — любители приезжают искупаться в этих водах, текущих не только из земных глубин, но и из глубины истории.
– Двести лет Сольвычегодск был административным центром огромной империи Строгановых, — продолжает директор музея. — И всё самое важное и ценное и для самих Строгановых, и для страны происходило здесь.
Он рассказывает, как Строгановы умели объединять разных мастеров, создавая современные по тем временам производства — именно при них возникли мануфактуры. Особая тема — Строгановский железодеятельный промысел под Сольвычегодском. По словам Максима Вячеславовича, тема совершенно неисследованная, но, похоже, это был первый такой промысел в России. По его предположению, скорее всего, полы Благовещенского собора вымощены из «родного» металла, добытого из болотной сольвычегодской руды.
Купцы Строгановы разных поколений показали, как можно сочетать деловую хватку с «тонкими материями». И ничто ничему не противоречило.
Это можно понять, если посмотреть на фрески Введенского и Благовещенского соборов, которые никогда не реставрировались, а им более четырёхсот лет. И всё же эта первозданная красота сохранилась.
А ещё — сольвычегодские жемчуга, иконопись, золотое шитьё, чернь, ювелирные украшения, роспись по эмали и другие художественные промыслы, каждый из которых мог бы прославить город. И прославили…
Мы остановились на перекрёстке — мне хотелось сфотографировать указатели, недавно здесь установленные. Максим Черных и Александра Новикова наблюдали, как я бегала вокруг этих указателей — да, мне хотелось сделать красивый снимок. Кстати, вы замечали, как отсекали красоту от некрасоты, делая снимки? Это получается невольно.
Почему у меня не выходило сделать знаковый снимок? Потому что с одной стороны в него попадал винный магазин, а с другой — мусорный контейнер. В конце концов во мне победил журналист, и я сделала фото, отражающее действительность.
Максим Вячеславович предложил поговорить об этом — ведь туристы приезжают в город, чтобы ощутить аутентичность города. А тут — дисгармония.
Есть документ, который подписали Архангельская область и корпорация «Туризм.РФ». Он предполагает разработку планов развития приоритетных туристских территорий. Прежде всего он касается Сольвычегодска, ставшего столицей «Северного ожерелья». И он должен стать туристическим брендом региона. Его главная идея именно эта — «создать атмосферу аутентичного русского города и представить его на карте страны как исторический центр северного купечества». Там речь также идёт о реставрации особняков — это отдельная тема. Ведь, например, на восстановление купеческого дома Пьянкова, а это единственный в области дворец, по словам Максима Черных, уже требуется миллиард. Выход он видит один — реставрировать его поэтапно, начиная с башни.
Но дело не только в этом, а именно в создании атмосферы, в которую не проникнет ни один мусорный контейнер!
В администрации Сольвычегодска специалист по туризму Алёна Кузнецова рассказала, что в 2019 году город стал победителем во Всероссийском конкурсе по отбору лучших проектов в сфере создания комфортной городской среды. Благодаря этому проекту был проведён ремонт автомобильных дорог, благоустроен сквер со всевозможными декоративными украшениями, также были построены торговые ряды. Провели и капитальный ремонт электроосвещения центральных улиц города. Был проведён ремонт доходного дома купца Хаминова 1848 года постройки и другие работы. Это, конечно, сказалось на качестве жизни горожан. Но и здесь мелочей не бывает. Тем, кто задался целью создать аутентичный город, стоит помнить об этом…
Этот вопрос настигает любого путешественника — пусть он попадёт в самое прекрасное место. И существует устойчивое утверждение — в Сольвычегодске есть что посмотреть, но негде поселиться и негде пообедать. Это не совсем так…
В центре Сольвычегодска появилась гостиница «Купеческая». Она расположена в восстановленном и отреставрированном кирпичном особняке купца Зосимы Хаминова, который был построен в XIX веке. До революции здание использовалось в качестве доходного дома с мануфактурной лавкой на первом этаже и жилыми комнатами на втором.
Конечно, жить в таком особняке — значит, ощутить аромат того времени. И всё же вряд ли это получится. Дело в том, что заходить в гостиницу надо со стороны санатория. Она воспринимается как его продолжение. Но ведь там в основном и селятся те, кто приехал подлечить здоровье, кому нужен, скажем так, стандартный комфорт. И «две звезды» «Купеческой» его гарантируют…
А вот если хочется чего‑то необычного… тогда стоит обратить внимание на «Земский дом» и «Дом росписи Сольвычегодского уезда».
В «Земском доме» нас встречает хозяйка Екатерина Серых с кочергой в руках — она топит одну из девяти печей. Екатерина — москвичка, в Сольвычегодске ссылку отбывала её бабушка. Известно, что Сольвычегодск был своеобразной «столицей» ссыльных.
Екатерина выкупила здание бывшей земской больницы, которое было построено в 1890 году, относительно недавно в нём размещался хирургический корпус. После ремонта здесь ничего не напоминает прошлое этого здания. Номера просторные с лежанками, на которые надо забираться по лесенке. Это очень высоко! Зато впечатляет.
Екатерина провела нас и в «Дом росписи Сольвычегодского уезда». Там мебель в каждой комнате расписана одним из шести видов росписи, используемых на территории уезда. А в холле целая экспозиция расписных предметов быта — люлька, туеса, прялки. Она находится в здании бывшего родильного отделения, в Сольвычегодске живут те, кто здесь появился на свет. Хозяин гостиницы — предприниматель Сергей Елсаков.
Что бросилось в глаза — в прихожей рабочая одежда и обувь, которые никак не сочетались с изысканными росписями гостиницы. Оказывается, пока не начался активный туристический сезон, здесь живут рабочие. А почему рабочие не могут жить в красоте?
Но, признаться, особо меня впечатлила гостиница, которая называется «Дом Григорова». Конечно, я слышала о ней, но увидеть — совсем другое дело. Правда, я видела раньше дом, в которой она находится, — это дом крестьянина Николая Григорова. В нём снимал комнату во время отбывания ссылки в 1909 и 1911 годах Иосиф Джугашвили. Потом он жил в доме напротив — там сейчас музей политической ссылки. А дом Григорова просто разрушался на глазах.
– Я думал, что он упадёт на «моём дежурстве», — говорит Максим Черных, — денег на его реставрацию не было, и мы приняли решение отдать его в аренду предпринимателю.
Этим предпринимателем и оказалась Екатерина Серых, которая открыла здесь гостиницу. Поскольку дом является объектом культурного наследия, он сохранен в аутентичном виде. Был отреставрирован в 2019 году. Но о том — правильно ли сделал музей, что отдал дом в аренду, — споры идут до сих пор.
– Мы решили напрямую нашу гостиницу не связывать со Сталиным, — рассказывает Екатерина. — У жителей Сольвычегодска выкупили аутентичную мебель, поэтому те, кто здесь живёт, полностью погружаются в атмосферу того времени.
Если поселиться в гостиницах или в санатории, где есть путёвки на выходные, то питание предполагается само собой. Если вы дикий турист — вам в «Ивушку», местный магазин, там можно купить что‑то съедобное и перекусить где придётся.
Но, как сказал Максим Черных, к лету у Благовещенского собора откроется буфет, где смогут подкрепиться все желающие…
А Екатерина Серых выкупает ещё три дома под гостиницы, открывают их и другие предприниматели. Максим Вячеславович рассказывает о планах развития музея-заповедника, а по нему предполагается возведение музея под открытым небом возле Сольвычегодска. Так что о перспективах здесь очень даже думают.
Максим Черных спрашивает:
– Вы обратили внимание, что мы всё время говорим о сотрудничестве? В современном туристическом деле в одиночку ничего не сделать…
Я это заметила ещё до приезда в Сольвычегодск — в туристическо-информационных центрах Котласа и Котласского района говорили об этом. И о том, что все туристические маршруты разрабатываются с учётом достопримечательностей «Северного трёхречья», которое объединяет шесть муниципальных образований юго-востока Архангельской области. В его состав входят Красноборский, Котласский, Вилегодский, Ленский районы, а также Котлас и Коряжма. Поэтому, разрабатывая маршруты, любому туристу в каждом ТИЦе этих районов и городов предложат посетить Сольвычегодск. (Но это тема, о которой стоит рассказать отдельно.)
Многое на сотрудничестве держится и в самом Сольвычегодске. Например, между музеем-заповедником и местными предпринимателями.
Ещё пример — сотрудничество Литературной усадьбы Козьмы Пруткова с санаторием. Библиотека-усадьба находится в доме, построенном купцами Хаминовыми в XIX веке. Именно здесь проводятся костюмированные вечера, театрализованные экскурсии, литературные встречи. В туристическое межсезонье их активными участниками являются постояльцы санатория.
Я не успела оглянуться, как оказалась облачена в широкое платье, наверное, такие носили купчихи. Интересное ощущение! Ольга Корнякова, ведущий методист Сольвычегодской библиотеки, из образа хозяйки усадьбы и не выходит, как и ведущий библиотекарь Людмила Томилова, перевоплотившаяся в ключницу Пелагею.
Вот так, оказавшись в маленьком городке, где хранится время, можно стряхнуть с себя ежедневную суету. Не так много мест, где такое возможно…