25.02.2023 11:11

В Котласском драматическом театре прошла премьера спектакля «Снегурочка»

Наталья Шибалова, главный режиссёр театра и режиссёр-постановщик спектакля, такой выбор объяснила следующим образом
Снегурочка называет себя стыдливой и смирной и не понимает, почему эти качества не ценятся у берендеев
Николай Елсаков, лауреат областной премии имени Сергея Плотникова, в спектакле сыграл роль Бакулы
В «Снегурочке» задействовано много молодых актёров
Вход в нынешнее, временное, помещение театра. На ступеньках – директор театра Мирослав Вельган

Президент подписал указ о праздновании двухсотлетнего юбилея Александра Островского, и, согласно этому указу, все театры страны должны поставить спектакль по его пьесе.

– «Снегурочка» — моя самая любимая из всех пьес Островского, — сказала Наталья Сергеевна, — так что это мой выбор.

И выбор оказался, что называется, в тему — премьера прошла накануне Масленицы, спектакль тоже начинается с её празднования. Да и юбилейный день рождения драматурга на подходе: родился он 31 марта по старому стилю, значит, 12 апреля по новому.

Когда театры берутся ставить известные пьесы, есть риск, что зритель будет сравнивать с другими постановками, и такие сравнения окажутся не в пользу новой постановки. Но есть и иной опыт, в том числе Котласского театра, например, на спектакль «Ханума», премьера которого состоялась в прошлом году, билетов не достать. Некоторые зрители на зажигательную, музыкальную комедию, как сказано в анонсе, ходят не по одному разу.

И, вообще, билеты на все спектакли театра раскуплены наперёд. Да, зритель любит свой театр, но есть и ещё одна причина билетного дефицита.

– Сейчас наш зал вмещает всего 90 человек, — рассказывает директор театра Мирослав Вельган, — это и для Котласа мало, но к нам едут также из Коряжмы, Сольвычегодска и близлежащих от города деревень. И мест в зале очень не хватает.

Котласский театр лишился своего здания — оно долгое время находилось в аварийном состоянии. Затем шло обсуждение, что делать дальше. Были предложения реставрировать старое здание, но реставрация обходилась дороже, чем строительство нового. Рассматривались различные варианты проектов, среди которых были очень дорогостоящие. И вот разумный выбор сделан.

– Нам нравится, что новое здание театра расположится в самом центре города, — продолжает Мирослав Ярославович. — В нём будет два зала — большой и камерный, для Котласа достаточно. Главное, что мы — и работники театра, и зрители — получим свой театр.

То, что театр построят, в Котласе не сомневаются — ведь это строительство находится на личном контроле у губернатора Александра Цыбульского — он об этом сказал во время одной из своих рабочих поездок в город. И люди поверили.

Помогает театру чем может и администрация города Котласа, ведь он находится в приспособленном помещении — бывшем спортзале, который располагался в городском Дворце культуры. И постоянно возникают какие‑то проблемы, например, оказалось, что плохо работают кондиционеры. Глава Котласа Светлана Дейнеко обещала помочь. Она часто бывает на спектаклях, постоянно общается и с директором, и с главным режиссёром, поэтому о проблемах знает.

На премьеру «Снегурочки» вместе с главой пришли Эдуард Авилкин, заместитель главы по социальным вопросам, и Александр Степанов, председатель городского Собрания. Ведь после премьеры чествовали актёра Котласского театра драмы Николая Елсакова, который получил главную региональную театральную награду — премию имени Сергея Плотникова. А в «Снегурочке» он блестяще сыграл бобыля Бакулу. Его поздравляли коллеги, зрители и руководство города — это событие важное для всех.

«Снегурочку» в интерпретации Котласского театра зрители встретили радушно. Похоже, что она повторит успех «Ханумы» — представление красочное, в котором участвует чуть ли не вся труппа театра.

Спектакль получился чувственным, скорее всего, его таким и задумывал знаменитый драматург.

Известно, что этой пьесой он немало удивил своих современников — ведь в его произведениях сплошь социальные проблемы. Удивил настолько, что Николай Некрасов даже не стал её печатать в своих «Отечественных записках», где публиковались другие произведения Островского. Поэтому она была опубликована в «Вестнике Европы» в 1873 году. В этом же году была поставлена на сцене Большого театра, куда во время ремонта переехал Малый театр. И в спектакле были задействованы драматическая, балетная и оперная труппы. Очень по‑новаторски, а критики говорили о бессодержательности пьесы — чего хотели всем этим сказать?! Но зрителю понравилось! И нравится до сих пор.

Что нового, на мой взгляд, в прочтение знаменитой пьесы внёс Котласский театр? Он прочитал её буквально — как Островский написал. Например, во многих постановках, в том числе в известном фильме «Снегурочка», который был поставлен в 1968 году к 150‑летию Островского, отсутствует такой персонаж, как Елена Прекрасная. Это жена Бермяты, боярина царя Берендея. Режиссёры её убирали, что называется, от греха подальше — в прямом смысле слова.

И всё же этот образ важен потому, что есть Елена Прекрасная, которая то с царём прогуливается по саду, то пытается соблазнить Леля — и что тут такого? Чувственность в любых проявлениях — это же то, чего так ждёт Бог Ярило и чего требует от народа царь. А тут Снегурочка со своей чистотой и целомудренностью, которая отвергается всеми. Она, дочь Мороза, первейшего врага Ярилы, «зашла на его территорию» и стала менять представление о любви. На костёр её! Жертва была принята, Ярило доволен. И царь тоже. Он обращается к народу:

«Снегурочки печальная кончина

И страшная погибель Мизгиря

Тревожить нас не могут; Солнце знает,

Кого карать и миловать. Свершился

Правдивый суд! Мороза порожденье –

Холодная Снегурочка погибла».

А Елена Прекрасная вместе со всеми водит хороводы. Она пышная, в ярком красном платье. В народе красота и сытость шли рядом. Так что тут точное попадание в образ — хотя решение кажется неожиданным.

Хороша и Снегурочка, и Купава, да и другие персонажи. В спектакле задействовано много молодых актёров — видно, что им самим нравится это действо, где много веселья и озорства, за которыми всё же скрывается глубокий смысл.

Иначе, не стал бы один из величайших драматургов всех времён и народов браться за перо…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО