18.02.2023 13:00

В Северодвинске готовится к запуску производство по переработке масел

Директор предприятия Алексей Лисниченко рассказал о потенциале непростой технологии на рынке
Фото пресс-службы администрации Северодвинска; компании «Масла СЗФ»

В Архангельской области каждый месяц накапливается примерно 500 тонн отработанных масел. На северодвинском предприятии, получившем статус резидента Арктической зоны, умеют возвращать их в экономику.

За год в России потребляют до двух миллионов тонн смазочных материалов, а отходов из них легально собирают максимум на четверть этого объёма. До переработки доходит примерно пять процентов, потому что доступные мощности могут пропустить около 100 тысяч тонн в год. Такие оценки обнародовала Ассоциация рециклинга отходов летом 2021‑го. Если за полтора года ситуация изменилась, то далеко не радикально. Вот почему каждое новое предприятие по переработке, если сумеет управлять затратами, наладит перевозки и справится с непростой технологией, приходит почти на гарантированный рынок — во многих регионах он пуст. Одно из производств готовится к запуску в Северодвинске. Его создаёт компания «Масла СЗФ», которая работает в Архангельской и Вологодской областях. Чтобы сократить расходы, с этим проектом она получила статус резидента Арктической зоны. Директор предприятия Алексей Лисниченко рассказал о потенциале отрасли в нашем регионе.

– Алексей Валерьевич, насколько масштабное будет производство?

– Наше предприятие занимает полтора гектара, но оно высокотехнологичное, поэтому не «человекоёмкое»: мы организуем 14 новых рабочих мест. Тем не менее такое производство сможет полностью утилизировать отработанные масла со всей области. Останется даже приличный запас мощности.

– Как определяли эти мощности, на какие объёмы рассчитываете?

– Провели маркетинговое исследование: сколько у нас автомобилей, как устроена промышленность и так далее. В среднем, если собирать все масла «под пылесос», чтобы в канавы и на свалки не попадало вообще ничего, то в месяц в регионе доступно около 500 тонн отработанных масел. То есть 10 железнодорожных вагонов. Значит, если правильно организовать логистику, мы снизим нагрузку на природу на 500 тонн ежемесячно. И эти 10 вагонов масел могут бесконечное количество раз очищаться и возвращаться в промышленность.

– С какими именно маслами будете работать?

– С индустриальными, машинными, трансформаторными — всеми видами, которые используются в экономике. Будем собирать их по всей Архангельской области, проводить глубокую очистку и возвращать в технологическую цепочку. Мы и сейчас собираем их у промышленных и транспортных предприятий, в том числе у крупных заводов — Севмаш, АЦБК — и отвозим на переработку в Вологду.

Цех в Северодвинске позволит повысить закупочные цены, потому что мы будем получать более дорогой продукт. Сейчас малым предприятиям не очень выгодно сдавать нам эти отходы, а переработка на месте позволит охватить и малый бизнес: компании смогут заработать, накопив даже одну бочку. Так что выиграют все участники рынка.

– Что в целом происходит при очистке?

– В нашем «сырье» всего два-три процента — загрязнения, которые превращают масла в отходы. Но чтобы их убрать, требуется очень сложный процесс. Материалы проходят пять различных воздействий: температурой, давлением, инерцией и так далее. Этот цикл занимает целые сутки. За это время наша установка может переработать 30 тонн.

– А что на выходе, после переработки?

– Так называемые масляные дистилляты — это универсальная основа для всех технических масел. Их производят, добавляя присадки: на базе дистиллята производитель может творить любое масло, как художник. А кроме них, получаем сопутствующие продукты, например битум.

– В портах накапливаются судовые отходы, льяльные воды. Работаете ли с ними?

– Опосредованно. В льяльных водах всего от 10 до 15 процентов нефтепродуктов. Есть специализированные предприятия, которые работают с такими отходами, и если они будут выделять нужный остаток, мы готовы его перерабатывать. И с некоторыми партнёрами в отрасли мы уже сотрудничаем.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Вячеслав ИЛАТОВСКИЙ